— Я, конечно же, читаю, вижу и слышу, меня информируют, особенно в этот период, о том, что у нас не все в порядке с поступлением в вузы. До сих пор критика на централизованное тестирование. До сих пор критикуют новую какую-то методику — вы изобрели — по подсчету этих баллов. Хотя главное не баллы, а знания. Все должны понимать, и родители в том числе: если у ребенка есть знания, то по каким баллам их ни считай, он все равно поступит в вуз. Если знаний нет, никакие баллы не помогут.
По словам Главы государства, к изучению вопроса подталкивают как многочисленные родительские мнения, так и личный опыт:
— И в моей большой семье учеников хватает. Я этим интересуюсь. Я уже начинаю задумываться, получая большой объем информации, что нам, возможно, придется где-то совершенствовать, мягко говоря, систему поступления в вузы. Больше всего меня волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором — преподавателем вуза или же других учебных заведений, который призван принимать экзамен. Вот это меня больше всего сегодня волнует. Как не большой учитель, так сказать, все-таки я школу знаю и вуз знаю, учился много и немножко сталкивался с преподаванием. Я чувствую, что это большое наше упущение. У нас что-то недоработано.
При этом Президент убежден, что возможное возвращение к экзаменационной практике не влечет дополнительных коррупционных рисков:
— Преподаватели у нас в основном порядочные люди. Мы не можем их априори записать в коррупционеры, что они неправильно примут экзамен. Значит, мы должны форму выработать такую, где невозможна коррупция. Но беседа с глазу на глаз дает совершенно иные результаты. Можно по-другому совершенно оценить человека. Я искренне много раз говорил: если бы мне вот так пришлось сдавать тестирование, как сейчас, вряд ли у меня был бы, мягко говоря, результат лучше, чем беседуя с преподавателем. Чем тот экзамен, та форма, которая была у нас тогда, в советские времена.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что сам был выходцем из сельской школы, где, возможно, уровень обучения был ниже городского. Но все студенты-сельчане в процессе обучения догоняли городских однокашников:
— Мы упорно работали и трудились. И на выпуске я с отличием сдавал экзамены все, да и со второго курса уже. Со мной не могли горожане конкурировать, как со многими такими же ребятами, которые из армии пришли и так далее. И я чувствую, что здесь какая-то недоработка. Но я боюсь принимать решение, чтобы не ошибиться. К этому надо внимательно относиться, потому что поступают лучшие дети из лучших семей. В подавляющем большинстве. Я не боюсь этого сказать. Там, где родители беспокоились всю школу, 11 лет беспокоились, чтобы ребенок поступил в вуз. Они всячески поддерживали его. Я это вижу на себе. Анализируя и работу в неплохой школе. Сопоставляя уровень участия. Поэтому мы можем при поступлении в вузы обидеть вот эту основную часть семей, которые несут основную нагрузку в обществе, являются очень влиятельными людьми и определяют атмосферу нашего общества и сейчас, и в будущем. Поэтому меня очень настораживает то, что происходит сегодня в системе образования при поступлении детишек в вузы.
Президент несколько раз заострял внимание на том, что речь не идет о немедленном и скором принятии решения. Пока для того недостаточно информации. Поэтому через некоторое время будет созвано большое совещание на тему образования, на котором вопрос поступления в вузы будет предметно рассматриваться в числе прочих:
— Мы должны вернуться к вопросам образования серьезно. На этом совещании мы должны прежде всего заслушать ваше виденье, отчет министерства образования и других, кто занимается образованием, о том, какая ситуация складывается в школах, в вузах. Учебники, организация системы образования первичного и вузовского, финансирование. В общем, все вопросы мы должны на уровне Президента рассмотреть на совещании. И желательно, если необходимо — принять решения. Вплоть до централизованного тестирования. Как совершенствовать это централизованное тестирование спустя уже десятилетие, как ЦТ работает. Знаний у нас уже хватает. Мы знаем, как было тогда. Знаем как при централизованном тестировании, знаем недостатки. Не надо их замалчивать, надо принимать решения… Мы соберем у Президента людей, которые определяют лицо нашего образования. Скорее всего, не с подачи Минобразования. Какую-то часть на совещание пригласите вы, но большая часть будет приглашена по другой форме. Чтобы шла дискуссия. Чтобы они не выходили и не говорили, что мы приветствуем и одобряем принятые решения министром образования. Должна быть альтернатива, должна быть дискуссия. Для того, чтобы были разные точки зрения. Мы их должны сопоставить и принять соответствующие решения. В противном случае ко мне приходить не надо. Это не должно быть для галочки показушное какое-то совещание.
По мнению Президента, такое совещание скорее всего будет проведено после парламентских выборов:
— Чтобы нас снова не обвинили в том, что под парламентские выборы мы проводим это очень важное совещание, которое определит вообще лицо нашего общества в будущем. Целый комплекс вопросов, которые мы рассмотрим. Поэтому никаких отчетов мне не надо. Мне нужны проблемы школы, вузов, если есть — дошкольного образования.
Фото: БЕЛТА
Лукашенко: побываю в школах, чтобы еще раз окунуться в проблемы, которыми школа живет
Президент о строительстве школ и детских садов вместе: мы уже 10 лет с лишним это делаем правильно. И таким путем надо идти
Лукашенко поручил до конца года провести расширенное совещание по теме образования с участием экспертов
Лукашенко: учитель — центральная фигура в нашем обществе
Карпенко пригласил Лукашенко принять участие в открытии новой школы в Уручье 2 сентября
В Беларуси 99,7% учреждений образования получили паспорта готовности к новому учебному году
Минобразования не будет устанавливать тотальный контроль в школах, но мобильными на уроках пользоваться запрещено