На афише Большого ярким светом вспыхнуло еще одно название — «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина. Премьера прошла с успехом, и спектакль действительно хорош! Так и хочется сказать, что все его создатели — постановщики, изготовители, артисты — оседлали своего конька и показали, на что они способны.
Очевидный лидер постановочной группы, народный артист БССР Юрий Троян — человек яркой судьбы. Уникальный романтический танцовщик. Двадцать лет — с 1968 по 1988 год — был ведущим солистом Большого театра Беларуси. Танцевал главные партии в балетах Дадишкилиани и Елизарьева.
Мало кто помнит, что первый свой балетный спектакль — «Крылья памяти» белорусского композитора Владимира Кондрусевича — 36-летний Юрий Троян поставил на сцене Большого в 1986 году. Несомненно, этому посодействовал Валентин Елизарьев. Но прошла еще четверть века, прежде чем Троян осознал себя хореографом.
Три балета за десять лет: «Тристан и Изольда», «Витовт», «Анастасия».
И вот четвертый — на мой взгляд, самый удачный из всех, потому что искренний. Балет-игра со всеми ее атрибутами: красотой, виртуозностью, весельем. Целиком пропущенный через себя, через свой исполнительский аппарат, свое амплуа, свои привычки.
— Если бы я танцевал, то танцевал бы Ивана! — со смехом признается Троян, общаясь с журналистами. — Это же мое амплуа — то, чем я занимался в театре 20 лет! Ну, а с точки зрения интереса к роли я, наверное, выбрал бы Царя. Там очень много интересных актерских моментов, которые нужно делать очень тонко, не переигрывая.
Вот и получилось, что зрителям больше всего понравился именно Царь.
С Иваном тоже интересная история:
— В главной роли француз — Эвен Капитен. Эвен — это же Иван! И заметьте, как француз по-русски научился танцевать! Все размахи, все ходы… Это было, кстати, самое сложное. Он хороший профессионал, но поймать эту особую манеру поведения…
Я б назвала ее — удаль. Слово, не переводимое ни на какие языки. Но Троян как-то объясняет артисту, и Иван получился удалой!
Иван — француз, Конек-Горбунок — японец Таро Курачи. Конек, по-моему, очаровательный.
Троян с артистами нянчится, как с самим собой:
— С каждым приходится работать индивидуально. Кому-то нужно азы растолковывать, а есть артисты, которые буквально горят новой работой. Не успел ты сказать что-то, а тебе уже сыплются предложения: «А давайте так сделаем!», «Нет, лучше давайте так!» У меня от всего этого волосы приподымаются на голове, но потихоньку все устаканивается.
Постановщик и актер приходят к общему знаменателю, и этот результат мы и видим на сцене:
— Я сам танцевал 20 лет и знаю, что такое удобный и органичный танец. Поэтому я всегда говорю артисту: «Если тебе неудобно в эту сторону, с этой ноги или с этой руки, я всегда переделаю, чтобы тебе было удобно». Для меня самое главное — максимально показать мастерство артиста, преподнести его зрителю. Думаю, роль только выиграет, если актер не будет бороться с трудностями, высосанными из пальца, если роль будет выстроена на его индивидуальность. И до тех пор, пока я буду ставить, я буду этим принципом руководствоваться.
А зрители будут наслаждаться легкостью той игры, которая разворачивается на сцене.
Фото Большого театра Беларуси