Модернизации деревообработки в свое время много внимания уделил Президент. Шла она не всегда гладко, но главная цель достигнута: в итоге обновленные предприятия становятся на крыло, наращивая производ-ство. Более того, их развитие служит хорошим толчком для других отраслей. Например, мебельной. Как сейчас развивается эта сфера, узнавала корреспондент «Р».
![](/upload/iblock/5d4/5d4a672e356f13005c2539babb5e2c26.jpg)
Модернизация деревообработки, пришедшаяся не на самое простое время, дает свои результаты. Растет не только потребление древесины внутри страны, но и эффект от ее переработки. Например, производство древесно-стружечных плит в десяток с лишним раз прибыльнее продажи просто техсырья лиственных пород. Плиты ДСП, ДВП, МДФ, в свою очередь, служат хорошим подспорьем в том числе для выпуска мебели. Неудивительно, что буквально за два последних года количество предприятий разного калибра, занимающихся спальнями, кухнями, гостиными и их отдельными составляющими, выросло практически вдвое. А именно с шести сотен почти до 1,1 тысячи. И это без учета индивидуальных предпринимателей и совсем крохотных компаний со штатом 2—3 человека.
Мал, да удал
Зампредседателя концерна «Беллесбумпром» Михаил Касько не скрывает: в общем объеме экспорта на долю почти двух десятков мебельных предприятий концерна приходится только четверть пирога. Все остальное — за частным бизнесом. В прошлом году все предприятия страны суммарно произвели мебели более чем на миллиард рублей. Еще пять лет назад эта сумма была на треть меньше. И свыше двух третей продукции сейчас стабильно уходит за границу. Предприятия концерна в 2017-м заработали на экспорте почти 112 млн долларов, остальные мебельщики — 318 млн долларов. В этом году, судя по всему, рекорды будут побиты.
Что любопытно: поставки за рубеж втрое превышают импорт мебели. При этом основной рынок сбыта по-прежнему Россия, куда отправляется 65 процентов продукции. На долю Польши приходится меньше десяти процентов, Казахстана — чуть больше семи. Схожая структура поставок и у предприятий «Беллесбумпрома». Впрочем, в последнее время наши производители все активнее находят новые направления и закрепляются на перспективных рынках сбыта дальнего зарубежья. Так, за семь месяцев этого года объемы экспорта мебели в дальнее зарубежье выросли на 90 процентов, почти до двух десятков миллионов долларов. Пробные отгрузки пошли в Испанию, Сербию, Канаду и США. В самом концерне поясняют:
— Выйти на новые рынки можно только с той продукцией, которая там популярна, пользуется спросом и конкурентоспособна по соотношению цена — качество.
Ищите местных друзей
Как результат — в нынешнем году в полтора раза выросли отгрузки мебели в Польшу, почти вдвое — в Литву и Францию, в девять раз — в Венгрию, в шесть — в Германию. Суммы пока не самые большие, но важна динамика. Тем более что ФРГ в экспортном портфеле предприятий концерна расположилась на четвертом месте. Потому советы консультанта Всеобщего союза германской торговли продукцией деревообработки Клауса Геке наверняка будут кстати:
— Рынок Евросоюза занимает чуть больше половины всего мирового рынка мебели. На нем работают 123 000 компаний, оборот большей части из которых не более миллиона евро. В Германии годовой оборот мебельной индустрии превышает 20 млрд евро, в Италии — 19 млрд, в Великобритании — около 8 млрд. Что примечательно: мы видим, что Польша практически вышла в лидеры по объемам поставок мебели на немецкий рынок, заработав за год 3,27 млрд евро. Чуть-чуть больше импорт из Китая. Для мебельщиков Беларуси пример поляков — повод подумать, как получить свой кусок пирога.
Если не в Германии, то в других странах Евросоюза. Например, больше всего тратят денег австрийцы — на каждого жителя выходит шестьсот евро в год. Но, по словам эксперта, там развито ремесленное производство. Так что стоит вопрос, нужно ли ввязываться в конкуренцию. Не скупятся на обновки и скандинавы, но для них важно высокое качество отделки. Как, впрочем, для французов и итальянцев. Немцы, которые тратят 460 евро на человека, обращают внимание больше на функциональность. В тренде кухонная мебель: благодаря различным кулинарным передачам там модно готовить дома и иметь много пространства и возможностей для маневра. Потому неудивительно, что средний кухонный гарнитур стоит более шести тысяч евро.
![](/upload/iblock/77a/77a80f237914f6384008bbacaeac6b77.jpg)
— Мы говорим, что в Германии самая дорогая кухонная мебель и самая невкусная еда, которая готовится на этих кухнях, — иронично замечает Клаус Геке.
В то же время выходить на немецкий рынок под собственным брендом иностранным компаниям-новичкам эксперт не советует. По его мнению, шансы на успех близки к нулю. Ведь тамошние покупатели отдают предпочтение известным торговым маркам. Раскрутка собственного бренда отнимает много времени и денег. Как вариант — пойти на производственный аутсорсинг, выпускать мебель или комплектующие для уже известных производителей. Довольно выгодно сотрудничать с крупными торговыми сетями.
Кстати, еще одно любопытное замечание, на этот раз от Михаила Касько. Сейчас концерн ищет выход на мировые сети, работающие с мебелью по каталогам. Правда, сперва предприятиям предстоит пройти строгий аудит.
КОМПЕТЕНТНО
![](/upload/iblock/6c6/6c6f58a96e69d345603fadc9210fc6e6.jpg)
— Сегодня рентабельность производств ДСП превышает 20 процентов. В целом предприятия работают нормально. Растут объемы производства, конъюнктура складывается так, что прибавляют и цены. Это дало возможность работать существенно лучше, чем три года назад. В 2013—2014 годах было за счастье продать сырую плиту ДСП за 80—85 евро за куб, сегодня цена — 150—160 евро за куб. Стоимость увеличилась, однако еще не дошла до уровня предкризисных 2012—2013 годов. Но мы видим постепенное восстановление.
ФАКТ
Объем производства мебели только в январе—июле уже приблизился к 700 млн рублей.
В первом полугодии в стране выпущено 95,2 млн условных квадратных метров ДВП, 1,36 млн условных кубометров ДСП и 151,3 тысячи кубометров фанеры.