Могут ли наказать пассажира, если он не пристегнут ремнем безопасности или едет стоя

Предупреждающие знаки

Больше года прошло после страшной аварии под Смолевичами, где столкнулись микроавтобус и грузовик. Уроки извлечены. Многое удалось исправить. Существенную роль в этом сыграл Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Что уже сделано, а что еще предстоит сделать?

Строгий контроль

Утро буднего дня. Остановка возле столичного ЦУМа. Здесь забирают людей маршрутки, идущие на север страны. Раньше в этом направлении работало немало нерегуляров. Однако после того как методы борьбы с ними у Транспортной инспекции стали жестче, все поменялось.

Активно проводим контрольные закупки. Это наиболее эффективный способ доказать, что осуществляется перевозка пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярного, — говорит начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Александр Коваленко.

Действительно, видя сотрудников Транспортной инспекции, водитель-нерегуляр быстро подговаривает пассажиров притвориться его знакомыми, мол, так быстрее тронемся в путь. И люди идут на это, не понимая, чем может обернуться их вранье. 

Бывает, доходит до абсурда. Недавно изымали маршрутку «Минск — Браслав», — продолжает Александр Коваленко. — Так вот, водитель, он же индивидуальный предприниматель, попросил людей сказать, что они все его друзья. А в салоне тем временем находились два наших сотрудника под видом пассажиров — так работает контрольная закупка. В результате водитель отказался соблюдать требования инспекторов, был доставлен в РУВД. А когда явился в наш филиал, ему задали вопрос про наших сотрудников: кем эти двое ему приходятся? И тот соврал: некая его подруга попросила подвезти ее знакомых. В общем, придумывают сказки.

По словам Александра Коваленко, за последний год сфера пассажирских перевозок стала на 30 % легальнее. Частые проверки и активная работа с перевозчиками дают свои плоды:

— Конечно, есть и те, кто продолжает работать, как и работали, то есть остались в серой зоне. Информацию о себе они распространяют по личным каналам, в соцсетях, маскируясь под попутки. Но мы мониторим интернет-ресурсы... 

За что отвечает водитель?

Не так давно в СМИ стали появляться новости, что ГАИ оштрафовала пассажиров очередной маршрутки. А причина в том, что те не были пристегнуты. 

— В соответствии с пунк­том 9.5 Правил дорожного движения водитель обязан быть пристегнут. Это же распространяется и на пассажиров, если конструкцией автомобиля предусмотрены ремни безопасности, — поясняет старший госавтоинспектор ОГАИ Советского района города Минска майор милиции Александр Герасименок.

Как в столице соблюдается это правило? Останавливаем маршрутку «Минск — Витебск». Заходим в салон и… нет ни одного человека, который был бы не пристегнут. 

А чего вы удивляетесь? — спрашивает водитель. — Я перед началом поездки всем сказал это сделать. 

— Бывает такое, — присоединяется к разговору Александр Коваленко. — И если нарушает пассажир, почему за это должен отвечать водитель? 

Правда, проездные документы тут оказались лишь у двоих пассажиров. Остальные плечами пожали, мол, не надо они нам. Водитель отметил:

— Я пробиваю и спрашиваю: ­«Билет надо?» И знаете, берут единицы.

— Это тоже проблема, с которой боремся. Люди не понимают, что значит проездной документ. Они считают его ненужной бумажкой. А на деле если произойдет чрезвычайная ситуация и маршрутка попадет в аварию, то с помощью билета можно будет требовать возмещения ущерба, — объясняет Александр Коваленко.

…Стоянка за торговым центром Expobel. Здесь конечная многих столичных маршруток. Подходим к одной из них — ремней нет.

— А вы мне скажите, какие ставить надо, — говорит водитель. — Я не знал, что они должны быть в салоне. 

Такая песня едва ли не у всех перевозчиков. Однако сейчас ситуация меняется. 

— Проверяем транспортное средство одной организации, и в дальнейшем они ставят ремни на все свои машины, — отмечает Александр Коваленко. — Если есть ремни, то ответственность будет лежать уже на пассажире.

Дорога ответственности 

С 1 ноября 2024 года заработает реестр автомобильных перевозок пассажиров. В него будут включены данные обо всех компаниях-перевозчиках. Затронет он и таксистов. 

— Некоторые негативно восприняли это нововведение, а зря, — считает Александр Коваленко. — Недавно был случай, когда водитель такси ударил человека, а затем наехал на сотрудника милиции. Сейчас подследственному грозит до семи лет лишения свободы. И он ограничен в праве управления автомобилем, так как стоит на учете у нарколога. Как он смог оказаться за рулем такси — вопрос. Так вот, чтобы такого не было, и создан реестр, и каждый водитель сможет туда попасть в случае, если будут соблюдены все требования законодательства — наличие медсправки, права управления, курсы таксиста, пройденный техосмотр, страховка на транспортное средство и страховка ответственности перед пассажирами. Если хотя бы одного элемента не будет, а человек будет таксовать, то, согласно закону, это осуществление незаконной деятельности. Наказание за это предусмотрено достаточно строгое. 

Сейчас мы пришли к пониманию, что необходимо вводить жесткую ответственность за нарушения, чтобы даже мысли выйти за рамки дозволенного ни у кого не было. 

— Водитель — это профессия, а не случайная подработка. Человек, управляя средством повышенной опасности, отвечает за безопасность пассажиров. Вот об этом надо всегда думать, а не только о желании заработать, — заключает Александр Коваленко. 

ЦИФРА

За прошлый год в стране изъяли около 280 транспортных средств: 128 такси, 149 маршруток, 3 туристических автобуса. За текущий период этого года в Минске и Минской области — 49, из них 33 автомобиля такси и 16 маршруток. 

КСТАТИ

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, в первый раз за непристегнутый ремень безопасности в маршрутке будет дано предупреждение, как водителю, так и пассажиру. За повторное нарушение в течение года грозит штраф: водителю — полбазовой, пассажиру — базовая (40 рублей). Грозит ответственность и за безбилетный проезд. В маршрутных такси пригородного и междугороднего сообщения штраф будет равен 40 рублям. Так что это еще один повод взять билет у водителя при оплате проезда.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter