С 1 марта 2021‑го в стране действует обновленный Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Прошло уже больше года, время подвести некоторые итоги. 30 июня в Верховном Суде состоится заседание пленума, посвященное вопросам применения Общей части нового КоАП. О том, что поменялось в белорусском правосудии после вступления в силу нового законодательного акта, получилось ли достичь целей, поставленных при его разработке, мы поговорили с Сергеем Кондратьевым, заместителем Председателя Верховного Суда.
— Сергей Вадимович, как сработали суды с новыми кодексами?
— Суды сработали неплохо, успешно адаптировались к законодательным актам. Этому способствовало прежде всего то, что еще до момента их принятия мы уже начали изучать и прорабатывать вопросы, которые будут, возможно, применяться на практике. Следует сказать о том, что перед разработчиками ставились задачи по либерализации административного законодательства и изменению подходов по его применению с карательных на профилактические. Основная цель — снизить количество лиц, привлекаемых к административной ответственности.
О том, что правовые нормы должны помогать, а не мешать людям жить, неоднократно говорил Глава государства на совещаниях по вопросам разработки этих кодексов, а также и в последующем, во время рабочих встреч с правоохранительным блоком страны.Данные судебной статистики говорят о том, что (по сравнению с 2020 годом) после введения в действие нового Кодекса об административных правонарушениях количество дел по таким правонарушениям, которые поступают в суды, сократилось на 21 процент. Этому способствовало как сокращение числа органов, ведущих административный процесс, так и изменение общего подхода, заложенного при формировании этих кодексов, — смещение с карательной функции на профилактическую. Стоит сказать, что и сами суды стали меньше (на 3 процента) применять такие серьезные административные взыскания, как арест и штрафы в крупных размерах. По нашему мнению, это положительный результат. Начали накладывать административное взыскание — штраф ниже низшего предела. Также возросли показатели, по которым лица освобождались от административной ответственности за различные правонарушения (в прошлом году это затронуло пять тысяч лиц).
Суды освободили их либо по малозначительности деяния, либо с применением профилактических мер воздействия, либо путем вынесения предупреждений. При этом важно, чтобы гражданин признал факт административного правонарушения, а также не имел административного взыскания в течение года после совершения правонарушения. Как правило, это правонарушения, совершенные добропорядочными гражданами. Когда их освобождают от ответственности по малозначительности, люди понимают, что им дали шанс и они не имеют права оступиться.
— Дамоклов меч в качестве незримого вида наказания?
— В этом и заложена суть. Кодекс должен носить не только карательную функцию, но и предупредительную. К тому же это заставит задуматься других граждан. Ведь всем известно, что закон нарушать нельзя. Тем не менее такое происходит. И люди потом толком не могут объяснить, почему они это сделали. Поэтому предупредительная функция кодекса крайне важна. Уверен, правовой минимум желательно закладывать еще во время обучения в школе. Это то, что мы должны наращивать в нашей работе. Когда человек знает об ответственности за содеянное, он будет задумываться о своих дальнейших поступках.
— Среди новаций, содержащихся в нашем административном кодексе, самая основополагающая — это категоризация правонарушений. Их разделили на проступок, значительное и грубое правонарушения. На ваш взгляд, помогает ли новая система судьям при вынесении решений?
— Любое структурирование способствует более детальному разбору самой сути правонарушения. Категоризация правонарушений позволила градировать их в зависимости от того вида взысканий, которые находятся в санкциях соответствующих статей. Иными словами, по степени их общественной вредности. Это позволяет допускать меньше ошибок всем органам, наделенным правом вести административный процесс.
— Одна из интересных новаций — возможность назначения такого вида наказания, как общественные работы. Насколько активно включились местные органы власти в предоставление для правонарушителей такой полезной возможности?
— Действительно, как вид взыскания исправительные работы упразднены. Вместо них применяется институт общественных работ. Советом Министров был определен регламент их исполнения. Мы имеем достаточно высокий процент применения этого вида наказания. Добровольный труд на благо общества и государства. Он также очень дисциплинирует людей. Как правило, это альтернатива аресту, не связанная с изоляцией от общества.
— В связи с принятием новых кодексов не возникло ли у граждан претензий к работе судей?
— Прошло достаточно мало времени со дня принятия нового КоАП, и сегодня у нас есть промежуточные результаты. Они дают нам основание для осторожного оптимизма. Конечно, в ряде случаев наши граждане где-то положительно, где-то отрицательно оценивают работу судов и органов, ведущих административный процесс. Некоторые считают отдельные решения неоправданно жесткими, другие — наоборот. Время расставит все по своим местам. Гражданин объективно вправе не соглашаться с решением суда, и на это нацелен институт обжалования.
— На что пленум намерен ориентировать суды?
— Суды будут ориентированы на широкое применение новых возможностей, предоставленных КоАП. Положения нового КоАП позволяют более гибко применять меры административно-правового воздействия (в зависимости от характера противоправного деяния и обстоятельств его совершения) в целях профилактики правонарушений и восстановления социальной справедливости.СПРАВКА «СБ»
В прошлом году суды рассмотрели 237 тысяч дел об административных правонарушениях.
isaenok@sb.by