Евгений Марчук.
Две недели назад Президент говорил на этот счет с украинским политическим и государственным деятелем Виктором Медведчуком. На сей раз гостем стал представитель Украины в трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Евгений Марчук. Он выразил благодарность Президенту за создание комфортных условий для работы группы и подчеркнул, что украинская сторона чувствует себя здесь как дома. Безусловно, на встрече не обошли вниманием белорусско–украинские отношения в целом. В том числе перспективы увеличения объемов торгово–экономического сотрудничества. Александр Лукашенко по этому поводу заметил, что в свое время товарооборот между двумя странами достигал восьми миллиардов долларов:
— Это был наш лучший показатель. Сегодня где–то 5,5 миллиарда. Это, конечно, не наш уровень. Мы можем прирастать, и мы к этому стремимся.
Генерал армии Евгений Марчук известен как опытный политик и принципиальный переговорщик. Сказывается военная закалка. Карьеру он начинал со службы на различных должностях в КГБ Украины, возглавлял Службу безопасности страны, был премьер–министром и министром обороны. В общем, досконально владеет всеми вопросами, которые сегодня составляют основу белорусско–украинских отношений, а также повестку дня трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях.
Первым делом Евгений Марчук передал Александру Лукашенко теплый привет от Президента Украины Петра Порошенко:
— Я вчера с ним виделся. Он просил передать, что доволен, как развивается украинско–белорусское сотрудничество, особенно после Форума регионов (I Форум регионов Беларуси и Украины в октябре 2018 года в Гомеле. — Прим. ред.) и не только. Комиссия двусторонняя работает как часы.
Важнейшим показателем этого служит рост взаимной торговли. Если в 2017 году она составила 4,6 миллиарда долларов, то уже за 11 месяцев 2018–го превысила пять миллиардов долларов. Причем с положительным для Беларуси сальдо. В нашей стране действуют 290 предприятий с украинским капиталом. В Украине собирают белорусские тракторы, комбайны, троллейбусы и лифты.
Между странами сложились хорошие отношения и на человеческом уровне. Евгений Марчук констатировал, что к Беларуси и ее Президенту в Украине очень хорошее отношение:
— Скажу вам откровенно, вы очень популярный человек в Украине, — сказал украинский гость, обращаясь к Александру Лукашенко.
Важным фактором укрепления взаимного доверия на политическом уровне станет и демаркация белорусско–украинской границы, которую планируется завершить в этом году. Работа, отнимающая много времени и сил, но крайне необходимая.
Представитель Украины также поделился впечатлениями от посещения Беларуси. Он уже пятый год участвует в переговорном процессе. За это время смог побывать в оперном театре, музее Янки Купалы и Национальной библиотеке. Особо отметил, что таких фантастических библиотек в мире немного.
Как было сказано выше, на встрече обсуждалась и ситуация на востоке Украины, работа трехсторонней контактной группы по ее урегулированию. Кстати, несколько дней назад спецпредставитель ОБСЕ в этой группе Мартин Сайдик сообщил о существовании некоего нового плана разрешения конфликта в Донбассе взамен минских соглашений. Он, в частности, предполагает подключение к процессу ООН путем направления в Украину полицейской миссии и создание под эгидой ЕС Агентства по восстановлению региона. Однако Евгений Марчук рассказал журналистам, что на встрече с Президентом Беларуси инициатива спецпредставителя ОБСЕ даже не затрагивалась:
— Это личные размышления господина Сайдика. Таких планов от разных людей много. Но это не план организации, не план структуры. В организационном или практическом смысле он не является предметом минских переговоров. Но для прессы, для комментариев это хороший повод. Ни в минских переговорах, ни в минском формате, ни в минской повестке заседаний этого вопроса нет. И мы не обсуждали его с Президентом Беларуси.
Украинский политик убежден, что минская переговорная площадка — единственная, где можно договариваться. Да, иногда приходится слышать о том, что минский процесс застопорился, утратил свою эффективность. Но проблема не в формате, а в том, что между сторонами конфликта существует огромнейшее недоверие друг к другу. Это сильно осложняет переговоры. Каждый подозревает, что его хотят обмануть.
— Поэтому даже маленькие договоренности по миллиметру разрушают огромнейший вал недоверия сторон. Все то, что хоть как–то способствует разрушению недоверия и по крупицам выстраивает доверие, — это уже результат, — подчеркнул Евгений Марчук.
В качестве примера он привел отвод с передовой линии тяжелого вооружения, реактивной артиллерии, танков и минометов большого калибра:
— Действительно, их нет на передовой. Не приведи господь, если бы сейчас на передовой стояло все, что было в 2014 году. Простреливались бы тылы друг друга на 120 километров в обе стороны. Этого нет — договорились.
Конечно, без трудностей и препятствий в таком деле не обходится. Речь идет и о таких чувствительных вопросах, как прекращение огня по всей линии фронта и обмен пленными. Представитель Украины говорил об этом откровенно:
— Следующий раунд переговоров трехсторонней контактной группы состоится 30 января. В повестке дня вопросы, актуальные на каждом заседании. Нам не удается пока отвести от линии фронта снайперские группы. Хотя рождественское перемирие и соглашение о режиме тишины, которое было согласовано в конце декабря, существенно уменьшило количество обстрелов. Это хороший знак. Кроме того, мы попробуем достичь соглашения по некоторым вопросам гуманитарного характера. Они касаются, прежде всего, ремонта и восстановления объектов критической инфраструктуры, тех объектов, которые обеспечивают нормальную жизнь людей. Многих не интересуют эти вопросы, а без них практически нигде не происходило урегулирование.
Евгений Марчук уточнил, что в зоне конфликта проживают около 240 тысяч человек, из них несколько десятков тысяч — дети. Они терпят серьезные испытания. Поэтому кроме военных аспектов на заседаниях рабочих групп обсуждаются и десятки конкретных, приземленных вопросов, связанных с электро– и водоснабжением, железнодорожным сообщением, выплатой пенсий и так далее.
Евгений Марчук высказал сожаление, что пока не удается выполнить все пункты минских договоренностей:
— Первое — это вывод всех иностранных воинских формирований с территории Донбасса. Второе — разминирование объектов инфраструктуры. По стандартам ООН и из мировой практики один год войны — это десять лет разминирования.
Кроме того, примеры других конфликтов показывают, что их разрешение невозможно без приглушения языка ненависти в общении политических и военных руководителей с обеих сторон. В этом должны помочь и средства массовой информации.
konon@sb.by
Фото: БЕЛТА