На базе Института инклюзивного образования — структурного подразделения Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка состоялось заседание Национальной комиссии по правам ребенка.
Перед его началом заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко рассказал о повестке:
— Мы будем рассматривать подходы и, самое главное, предложения по совершенствованию работы с детьми с особенностями психофизического развития. Ежегодно цифра прирастает: в прошлом году таких детей стало на 1,5 тысячи больше, сегодня их 181 тысяча человек. Поэтому мы должны активно с этой категорией детей работать. Особенно помочь родителям адаптировать их, чтобы дети получили образование. Хочу отметить, что у нас фактически 99,9 процента, то есть почти 100 процентов, детей с особенностями психофизического развития получают образование. Из них более 70 процентов — инклюзивное образование.
За 28 лет работы в этой области, по его словам, появилось немало наработок и подходов:
— Инклюзивное образование — это когда ребята с особенностями психофизического развития находятся в детском саду или школе вместе с другими детьми. Это их подтягивает. Здоровые дети помогают им освоить тот или иной материал. Это развивает в том числе чувство дружбы, толерантности и другие хорошие качества. Идет взаимообмен, взаимообогащение, и дети с особенностями психофизического развития активнее развивают те навыки и знания, которые им необходимы.
Вице-премьер проинформировал, что в Беларуси функционируют более 50 центров раннего вмешательства, 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
— Используются и передовые методики, наработанные Институтом инклюзивного образования БГПУ, который является базовой организацией государств — участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и специалистов в области инклюзивного и специального образования. В этих методиках мы преуспели: к нам приезжают на курсы, обучаются. В дальнейшем мы намерены продолжать эту работу, чтобы дети получали соответствующее образование, находили свою путевку в жизнь, осваивали рабочие профессии, получали высшее образование.
На заседании речь шла и о роли Института инклюзивного образования в системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
— Без подготовленных педагогов — учителей-дефектологов, воспитателей учреждений дошкольного образования, учителей-предметников дети с особенностями психофизического развития, дети с особыми образовательными потребностями не смогут качественно пройти этап, который мы все проходим, он называется образование, — отметила директор Института инклюзивного образования БГПУ Вера Хитрюк. — Именно эту проблему решает на протяжении многих лет наш институт, который является самым крупным научно-практическим инновационным центром по подготовке учителей-дефектологов. Кроме этого, институт формирует содержание, которое сегодня помогает каждому педагогу понять, как включить ребенка в образовательный процесс, организовать его взаимодействие со сверстниками, обустроить коммуникацию с семьей, родителями и законными представителями для того, чтобы по итогу эта коммуникация и общение приносили эффект.
Участникам заседания Вера Хитрюк рассказала о деятельности Республиканского центра развития инклюзивного образования — одного из структурных подразделений института:
— Центр проводит обучающие курсы для педагогических работников, сотрудников системы Министерства образования, Министерства труда и соцзащиты, а также родителей детей с особенностями психофизического развития со всей страны. Курсов около 150, продолжительностью от четырех часов и более. Любой желающий может не только ознакомиться с ними на портале центра, но и через сайт отправить заявку на обучающий курс.
Ведется и консультативная работа для детей с расстройствами аутистического спектра, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Чтобы делать это максимально качественно, 23 преподавателя Института инклюзивного образования прошли стажировку в ведущих научных и образовательных организациях России.
statkevich@sb.by