В воскресенье, 7 июля, прошел второй тур парламентских выборов во Франции. Сенсации не случилось — второй тур отбросил лидировавшее по итогам первого тура «Национальное объединение» (RN) на последнее место в списке победителей и лишил ультраправых надежд на формирование нового правительства и назначение лидера RN Жордана Барделлы новым премьер-министром.
Таким образом, никто не перешагнул необходимый порог в 289 мест и не получил абсолютное большинство во французском парламенте.
Премьер-министр Франции Габриэль Атталь в понедельник уже подал в отставку. Он возглавил правительство лишь в январе 2024 года.
«Сегодня вечером политическая партия, которую я представлял в этой кампании, не получила большинства. Завтра утром я подам прошение об отставке президенту республики», — заявил Габриэль Атталь. Он также подчеркнул, что продолжит исполнять обязанности премьера до формирования нового правительства.
Ле Пен и Барделла не теряют оптимизма
Первый тур внеочередных парламентских выборов состоялся 30 июня, и расклад сил по его итогам получился примерно таким же, как и на выборах в Европарламент, — провальным для левых и макронистов (центристов). Это поражение побудило центристов и левых к объединению. Чтобы не подпустить RN к власти, NFP и макронисты сняли с выборов 210 кандидатов в пользу друг друга. И эта тактика, как мы видим, сработала.
Однако лидер RN Жордан Барделла оптимистично заявил, что 143 места в новом французском парламенте — это «самый значительный прорыв за всю историю (партии)». А Марин Ле Пен вообще намекнула на предстоящие в 2027 году президентские выборы, подчеркнув, что победа правых просто откладывается.
Тот факт, что «Республиканцы» вступили в коалицию с «Национальным объединением», говорит о том, что Сьотти в отличие от других политиков сумел оценить укрепляющиеся позиции ультраправых и выбрал союз с ними вместо конфронтации.
На самом деле у «Республиканцев» и «Национального объединения» не так уж мало общего. 59-летний Сьотти активно выступает за ужесточение миграционного законодательства, а также поддерживает усиление мер по борьбе с преступностью в самой Франции. Также Сьотти в своих интервью заявлял, что Украине не стоит вступать в НАТО, и выступал за сохранение диалога с Москвой. Практически таких же позиций придерживается и «Национальное объединение».
Французы продолжают «голосовать» на баррикадах
Набравший во втором туре большинство голосов альянс французских левых уже сделал заявление и пообещал своим избирателям, что будет выступать за отмену правил, предусматривающих высылку мигрантов-преступников, улучшение приема лиц, ищущих убежища, и их доступа к медицинской помощи, даже если у мигрантов нет документов, упрощение получения французского гражданства для тех же мигрантов.
И французы, которые давно не в восторге от политики, проводимой правительством Макрона в отношении мигрантов, явно еще не раз пожалеют о том, что поддались на призывы голосовать против правых и выбрали худший сценарий.
В сложившейся ситуации Макрон, возможно, попытается сформировать «техническое правительство» во главе с нейтральной и неполитизированной фигурой и такими же министрами. По примеру Италии в 2021 году, в которой премьер-министром страны стал председатель Банка Италии Марио Драге.
Также возможен и вариант, когда Макрон попытается все-таки договориться с левыми и Меланшоном и создать коалицию. Однако левые явно будут настаивать на назначении премьером и руководителями ключевых министерств их кандидатов. Это может существенно «сдвинуть влево» политику всей страны, что может окончательно уничтожить Макрона.
Плохое состояние экономики, зашкалившие налоги, высокие цены, бремя пенсионной реформы, непомерные траты на Украину и последствия санкций против России — все это и так ставят в вину действующему президенту. А «сдвиг влево» может ситуацию только усугубить.
В любом случае, поскольку первая сессия нового парламента начнется только в конце сентября, у Макрона еще есть время подумать, как действовать дальше. Потому что новому правительству придется продержаться как минимум год: чаще назначать внеочередные парламентские выборы не может даже президент.
А пока победители празднуют победу, по всей Франции проходят демонстрации и протесты. Участники устраивают массовые беспорядки, крушат инфраструктуру и нападают на правоохранителей — полиция применяет слезоточивый газ и дубинки. Есть арестованные и пострадавшие.krasovskaya@sb.by