Якобы этот белорусский гражданин, находясь несколько раз в туристических поездках за рубежом, занимался совсем не тем, чем положено заниматься туристу, а, как заявил прокурор Польши Я.Качмарек, “собирал информацию о структурах польских спецслужб, интересовался контактами сотрудников и секретными документами”.
И вот теперь литовское правосудие приняло решение удовлетворить просьбу о выдаче Польше белорусского гражданина.
Естественно, каждая “шпионская” история привлекает к себе внимание читателей, будоражит общественное мнение, порождает множество различного рода вымыслов. Поэтому мы решили провести свое расследование и разобраться в том, чем же на самом деле занимался наш соотечественник в своих зарубежных поездках и чем вызваны обвинения в его адрес.
Дарье Снегиной удалось побеседовать о случившемся с женой Сергея Монича Анжеликой.
— Скажите, Анжелика, от кого вы узнали о том, что произошло с вашим мужем?
— Мне позвонили из литовской прокуратуры и сообщили, что Сергей задержан. Я ничего не могла понять. Кем задержан? За что? Это походило на какой-то нелепый, жестокий розыгрыш. Но потом мужу разрешили со мной поговорить, и я поняла, что все серьезно.
— С какой целью ваш муж выехал в Литву?
— Некоторое время тому назад он уволился с работы. Мы только что построили кооперативную квартиру, и Сережа решил потратить месяц-два на ее ремонт и обустройство. Поэтому он и поехал в Вильнюс. Нам сказали, что там можно заказать и купить более качественные строительные и отделочные материалы по приемлемой цене. Кроме того, с мужем связался его знакомый из Польши, сказал, что будет находиться по делам в Литве, и предложил подъехать туда и встретиться 25 ноября.
— Знакомый из Польши?..
— Да, знакомый. Его имя Кшиштоф. Они познакомились около двух лет назад. Кшиштоф работал в польском посольстве в Минске. В прошлом году он уехал в Польшу, но приятельских отношений с мужем не прервал. Пару раз приглашал его в Прагу, теперь вот в Вильнюс. Говорил, что сам в Минск приехать не может. Он все время предлагал Сергею какие-то проекты, хотел наладить с ним совместный бизнес. Но, по отзывам мужа, все его предложения были несерьезными. Я и сама думала, что это слишком навязчивый, поверхностный, неискренний человек. К тому же постоянно денег в долг просил.
А теперь я узнаю, что Сережу обвиняют в том, что он якобы уговаривал Кшиштофа доставать для него информацию, которая может навредить Польше. Говорят про какие-то телефонные справочники польского МИД, которые хотел получить Сергей и предлагал поляку за это деньги. Полный бред! Да тот сам несколько раз предлагал Сереже какие-то анкеты, списки, говорил, что в них информация на белорусских оппозиционеров, получавших бесплатные польские визы, только нам-то это зачем?!
— Вы виделись с мужем после его задержания?
— Да, я ездила в Литву и мне не сразу, но все же позволили увидеться с ним. Выглядит он неплохо. Но вы поймите, есть вещи, которые заметны только родным людям. Я-то вижу, что у него не совсем хорошо со здоровьем, хотя он и старается держаться молодцом.
— Как к нему и к вам отнеслись литовские власти?
— Мне трудно судить, я никогда раньше не оказывалась в такой ситуации. Но то, с чем я столкнулась, просто поразило меня своим бюрократизмом и, мягко говоря, странной манерой обращения с людьми. Да, мой муж подозревается в совершении преступления, да, мы в Литве иностранцы. Но позвольте, вы же постоянно говорите о правах человека, а в то же время сами нарушили право человека на свободу и неприкосновенность. Дайте же нам в этой ситуации хотя бы право нормально защитить себя!
Когда Сергея задержали, его даже не ознакомили со статьями польского кодекса, по которым он подозревается, и не разъяснили их содержание. Как говорит адвокат, этим нарушили его право знать, в чем он подозревается. Даже денег ему не вернули, которые отобрали, когда задерживали!
— А кто защищал Сергея?
— Сначала был один литовский адвокат, потом нам удалось нанять другого, как показалось, более квалифицированного. Еще мы пригласили нашего, белорусского адвоката.
Но дело даже не в этом! Как бы защитники ни старались, что бы они ни делали, все упиралось в какие-то препоны. Мы подавали прошение о том, чтобы Сережу выпустили из изолятора под подписку либо под залог, ведь по всем предъявляемым ему обвинениям он не совершил никакого преступления против Литвы! Но наша просьба была отклонена. Представьте себе, что некоторые из жалоб, поданных адвокатами и мужем, или куда-то вдруг исчезали, или не принимались к рассмотрению, хотя были оформлены согласно всем требованиям литовских законов.
— Как проходило судебное разбирательство?
— О сроках проведения первого судебного заседания нас и белорусское посольство в Литве предупредили в последний момент, в результате адвокат не смог приехать в Вильнюс, а белорусский консул — предпринять всех необходимых действий.
На втором судебном заседании наш адвокат около часа на конкретных примерах доказывал судье, что задержание Сергея и выдача его Польше противоречат положениям как европейского, так и литовского законодательства. Однако на все приведенные им аргументы не было обращено ни малейшего внимания.
Последний суд уже напоминал фарс. Судья зачитал решение о выдаче Сергея Польше, и на этом заседание было окончено. Ни Сереже, ни его адвокатам даже не предоставили возможности высказаться! При этом судья подчеркнул, что вопрос о виновности мужа перед Литвой не рассматривался. О каком же правосудии можно говорить в этой ситуации! В девять часов утра началось заседание, а в 9.50 информация о решении суда уже появилась в СМИ. Получается, что все было заранее определено, срежиссировано и очень напоминало процессы 30-х годов прошлого века, когда осуждали невиновных.
Понимаете, я твердо убеждена, что Сергей стал инструментом политической интриги. Ведь он был задержан накануне рижского саммита НАТО. А Литве и Польше необходимо было показать этой структуре слаженность своих действий именно в тот момент, когда все лидеры блока съехались в Прибалтику. С этой целью и была организована провокация против него.
— Что вы намерены предпринимать дальше?
— Словно в издевку, нам назначили срок подачи апелляции как раз на то время, когда все госучреждения в Литве не работают в связи с рождественскими каникулами. Но я не намерена сдаваться, готова использовать любую возможность, обращаться в различные инстанции, чтобы доказать ложность выдвинутых обвинений и освободить Сергея.
Я подготовила письмо на имя Комиссара Совета Европы по правам человека с просьбой предпринять необходимые усилия по восстановлению нарушенных прав моего мужа. Хотя я уверена в том, что СЕ вряд ли вступится за Сергея, но пусть они хотя бы знают о том, что в странах, входящих в Европейский союз и на словах провозглашающих приверженность демократическим принципам, происходит явное нарушение прав человека, а правоохранительные и судебные органы действуют в худших традициях репрессий сталинских времен.
Что ж, как мы видим, история, произошедшая с нашим соотечественником в Литве, мало похожа на “шпионский” роман. Выезжал человек в европейские страны, стремился наладить собственное дело, решал свои бытовые проблемы...
Однако для правоохранительных и судебных органов Литвы и Польши этих поступков вполне достаточно, чтобы обвинить человека в одном из самых серьезных преступлений и взять его под стражу. Причем без особого внимания к соблюдению его элементарных прав. Оригинальный подход к правосудию и демократии, не правда ли?
Справка:
Польским гражданином, с которым встречался в Литве Сергей Монич, является Кшиштоф Гурски. Родился в 1956 году, окончил исторический факультет Варшавского университета, работал в министерстве образования Польши. С конца 80-х годов является сотрудником польского МИД. Работал консулом в посольстве Польши в Беларуси. По информации, опубликованной 15 декабря прошлого года, в литовской газете “Lietuvos Rytas”, К.Гурски является агентом спецслужб Польши.