Православный календарь «О христианской семье» по трудам митрополита Филарета вышел в издательстве БПЦ

Духовно-просветительское издание подготовлено приходом Свято-Петро-Павловского собора. Каждый раз календарь посвящен одной выбранной теме. В этот раз составители издания, рассчитанного на широкий круг читателей, сделали акцент на семье, тех вопросах, которые касаются каждого. Какое значение она имеет в устроении личной и общественной жизни людей и целых народов? На чем строятся основания семейного благополучия? Каковы причины кризиса современной семьи? Сегодня эти вопросы актуальны как никогда. О них же размышлял в своих трудах митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси. Календарь составлен на основе книг архипастыря, сборников его бесед и проповедей, биографической литературы, вышедшей в издательстве БПЦ.



«Богословие добрососедства», «Вопросите Господа за меня…», «Люди веры и вера людей», «На скрижалях сердца», «От Рождества – к Воскресению», «Человек в истории» – на эти книги авторства митрополита Филарета опирались составители календаря.

Духовной и житейской мудрости полны рассуждения Владыки. Листаем календарь… В него включены мысли архипастыря по разным аспектам семейной жизни. В содержании такие разделы: богоустановленность брака, любовь земная – икона любви небесной, малый ковчег спасения, воспитание детей, семья и школа, понятие «современная семья», половое воспитание, трагедия развода, духовное одиночество и кризис семьи, о дружбе, старости, беззащитности старости…

Даны советы для души, слова Владыки – неиссякаемый источник добрых сердечных наставлений и заветов, указывающих путь к семейному счастью.

«Человек как личность реализуется в общении. Как образ и подобие Божие он раскрывается в любви к Богу и к своему ближнему. В кругу семьи возможность самореализации всех ее членов может раскрываться безгранично. Но она может и погибнуть, не раскрывшись вовсе, как свидетельствует печальный, а порою даже ужасающий опыт современности…» – писал Владыка.

И далее находим:

«…Любовь – это подвиг. Подвиг! Когда в Церкви совершается Таинство браковенчания, Церковь поет: «Святые мученики!» Почему? Потому что жизнь мужа и жены, молодых, неопытных, юных сердец, увлеченных друг другом, рассматривается как подвиг… Брак – это не праздник и не прогулка по жизни! Это подвиг, который в Таинстве брака венчается царскими венцами во образ будущего Божественного воздаяния… Любовь – это очень трезвое чувство и героический подвиг».

Архипастырь сравнивает семейную жизнь с творчеством:

«А весь семейное творчество заключается в очень простых вещах. Начинается оно с умения разумно уступать и быть снисходительным. И если супруги имеют желание и готовность делиться друг с другом собственным жизненным опытом в мелочах и делах серьезных, то это потребует от них определенных педагогических способностей. Сейчас я имею в виду вовсе не отношения взрослых и детей, но говорю именно о мужьях и женах».


Фото БЕЛТА

Трогательны рассуждения Владыки о детях и искренности. Он приводит яркий забавный эпизод из своего опыта, подчеркивающий, что детская непосредственность разрушает все наносное и ложное:

«…Мне было необходимо открывать очередную выставку в Минске. Я уже говорил, что уровень «взрослости» на подобных мероприятиях зачастую приводит к тому, что, казалось бы, простые вещи, обычные приветствия вызывают неимоверное искусственное напряжение. И вот когда торжественное открытие выставки подходило к концу, я в сопровождении свиты направлялся к выходу, к нам неожиданно подошел мальчик лет около пяти-шести. Окружавшие меня люди от неожиданности расступились, фотографы приготовились ловить удачные кадры, я благословил чадо, а умница малыш спросил меня: «Владыка, а почему ты такой толстый?»

Сконфуженность окружавших меня людей была настолько искренней, их недоумения настолько яркими, что я от души рассмеялся и ответил мальчику: «Правильно, малыш! Кто еще обличит архиерея. Кушать надо меньше».

Говоря о защите детей, Владыка напоминает:

«Не забывайте о том, что дети – зеркало своих отцов и дедов; бросая камни в молодое поколение, мы рискуем разбить свое сердце».

Рассуждая о понятии «современная семья», митрополит Филарет отмечает, что институт семьи крайне консервативен и традиционен, и ячейка общества всегда строится на любви и верности, доверии и честности, жертвенности и сочувствии:

«Есть ли существенные различия между семьями верующих и неверующих? Конечно, есть! В семьях верующих все молятся друг о друге – и стар и млад. И это приучает младших к ответственности за себя и за других. Молитва объединяет, потому что она соборно совершается и в радостные, и в горестные времена».

О половом воспитании архиерей говорит так:

«Никогда не было у славян такой обнаженности в этой сфере. Многие вещи касательно полового развития мужчин и женщин, естественно, воспринимаются человеком на интуитивном уровне. Совсем не обязательно громко и публично называть то, что очевидно и чему лучше быть сокровенным от чужих глаз и ушей.

Мы прекрасно понимаем, что это далеко идущая подрывная работа против здорового образа жизни, который свойственен людям с нормальной психикой. Целью этой деятельности является не просвещение, а морально-нравственное разложение нашего общества. Шапками нас не закидаешь и никакими военно-стратегическими планами не возьмешь. Поэтому идеологи Запада и ставят задачу морально разложить славян».



Интересны рассуждения Владыки о старости, которую он определяет как «насыщенность жизни»:

«…Присутствие старого человека является благом для общества. Почему? Потому что для членов семьи, рода, для членов всей общины старец является символом мудрости жизни, насыщенности богопознанием, опыта исполнения заповедей Господних. …Таким образом, присутствие в доме пожилого человека – это символ присутствия Бога. Жизнь старца – это путь, по которому на общество нисходит Божия благодать. …Старик, будь то мудрый старец или просто пожилой человек, становится пророком, провозвестником церковного бытия по образу Пресвятой Троицы. И эта пророческая миссия старчества, на мой взгляд, является абсолютным оправданием старости».

В календаре приводятся воспоминания митрополита Филарета и о собственном детстве и юности. Семья была православной, религиозной, согласие и взаимное уважение всегда главенствовали в ней:

«Возьмем, к примеру, тот же период войны. …Несмотря на настоятельные предложения эвакуироваться, на семейном совете было решено, что мы в Казахстан не поедем и останемся в Москве. Таково было мнение старшего человека в семье – Анны Павловны Смирновой, матери моей мамы. Как в любой патриархальной семье, у нас прислушивались к старшему. А бабушка сказала: «Дорогие мои, вас там никто не ждет и рады вам не будут. Здесь у вас квартира, здесь ваш родной дом, вот и оставайтесь в нем. Бог милостив».

…Каждый вечер моя мама, крестная и их сестры, а мы все проживали в одном доме, обходили его с иконами и молитвой».

Митрополит Филарет, словно глядя в сегодняшний день, оставил такие напутственные слова:

«Мы не имеем права на жизнь без корней, хотя у многих людей разных стран их остается все меньше и меньше. Порою кажется, что символом современного человечества становится некое всемирное перекати-поле. Неведомо откуда несут его ветры перемен, неведомо, где оно будет завтра…

Я сердечно приветствую движение, которое пробудит в душах отцов желание рассказать ребенку историю его рода и семьи. И если она грустная и, на первый взгляд, кажется невзрачной, то это лишь потому, что семья пока еще не сумела почувствовать своего величия в единстве с предками, которые составляют славу фамилии, родной земли, Родины, Отечества. …Социальное плодоношение семьи начинается с поиска корней родового древа».

Заслуги Высокопреосвященного митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха вся Беларуси, перед страной огромны. На окружающих он производит впечатление удивительно тонкого человека, который сочетал в себе настоящий аристократизм, обширное светское и духовное образование.

Интересный факт. В октябре 1989 года в связи с образованием Белорусского экзархата Московского патриархата Филарет был назначен митрополитом Минским и Гродненским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. 29 ноября 1989 года Священный синод благословил митрополита Филарета на согласие баллотироваться кандидатом в народные депутаты Верховного Совета Белорусской ССР, а 17 марта 1990 года митрополит был избран народным депутатом.


Его труды на ниве православия огромны. За два с лишним десятилетия были воссозданы десять исторических епархий, возрождена епархиальная жизнь.

Среди заслуг архипастыря – организация перевода книг Священного Писания на современный белорусский язык, возрождение монашества, многократный рост количества приходов, организация издательской церкви в Беларуси… Впервые в истории церкви 12 июня 2003 года Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет и Премьер-министр Республики Беларусь подписали соглашение о сотрудничестве между государством и Белорусской православной церковью.

Звание «Почетный гражданин города Минска» митрополиту Филарету присвоено 14 октября 2003 года за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей в Минске. В 2006 году ему было присвоено звание «Герой Беларуси».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter