Этот давний праздник связан с библейским событием - восхождением Иисуса и троих его ближайших учеников на гору Фавор, где произошло Божественное Преображение Христа. Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Там Христу явились пророки Моисей и Илия. Они беседовали о предстоящей жертве на Голгофе, страданиях и искуплении грехов.
По словам Иоанна Златоуста, Преображение произошло, чтобы «показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Праздник, который связан с этим событием, восточные славяне привыкли называть Вторым Спасом (или Яблочным Спасом). В этот день освящается новый урожай, в Беларуси на эту роль выбрали яблоки - символ молодости, жизни и бессмертия.
Яблоня у славян всегда воспринималась древом жизни, имеющим женское начало. С этим представлением связано множество традиций. Например, в некоторых регионах Беларуси отец, у которого рождалась дочь, сажал в саду молодую яблоню и закапывал под ней "детское место", чтобы девочка росла здоровой и красивой, а впоследствии стала счастливой матерью. Никогда не рубили плодоносящую яблоню, а цветущее дерево сравнивали с невестой, что сохранилось во многих песнях.
На белорусских землях Спас соотносили также со словом «спать». Считалось, что в этот день нельзя тревожить, "будить" землю, а потому нельзя и работать на ней. На Спас также приходится отлет аистов. Если они улетели раньше - зима наступит рано, будет морозной, а весна - теплой. Если позже - осень будет теплой, зима - поздней, а весна - холодной.
Фото "СБ"