Почему праздник 9 Мая — народный

Право на прошлое и будущее

В дни, когда весь народ Беларуси радовался и со слезами на глазах вспоминал подвиг советских солдат-освободителей в 78‑ю годовщину Великой Победы, весь мир облетели кадры, как в Латвии потомки карателей и по сути своей эсэсовцы нашего времени арестовывают ветерана, пришедшего возложить цветы памяти на могилу воинов. Несмотря на то что в этом году власти стран Балтии, официально подготовившись, запретили День Победы, несмотря на угрозы штрафов, арестов и даже уголовного преследования, люди продемонстрировали удивительную сплоченность, еще раз своими поступками доказав, что праздник 9 Мая — истинно народный.

Тысячи людей посетили в нынешнее 9 Мая памятник Бронзовому солдату в Таллине.

«Здесь стоял памятник павшим антифашистам»

Вспоминая своих отцов, дедов и прадедов, жители прибалтийских стран несли цветы к могилам павших воинов, могилам, которые остались единственными мемориалами, напоминающими о великом горе войны и великой радости Победы. Как нередко сегодня случается в нашей истории, хваленые демократические ценности — свобода слова и свобода выбора — оказались попраны в угоду существующему режиму. Так, в Вильнюсе во время акции памяти на Антакальнисском кладбище, где покоятся советские солдаты и еще недавно стоял памятник павшим воинам, уничтоженный в прошлом году, был задержан мужчина с плакатом «Здесь стоял памятник павшим антифашистам. Его снесли защитники фашистов».

В преддверии праздника эстонские власти принялись запугивать людей заранее. Подполковник эстонской полиции Елена Мирошниченко в своем заявлении, сделанном 8 мая, объявила, что в стране уже заведено несколько уголовных дел, причиной которых стала демонстрация запрещенной символики, читать — георгиевской ленточки. В качестве одного из примеров для возбуждения уголовного дела был приведен пост в социальной сети с изображением символа Дня Победы. В своем выступлении Мирошниченко отметила, что самолично вместе с коллегами мониторит интернет и держит ситуацию под пристальным контролем.

Если еще год назад эстонская полиция сначала выносила устное предупреждение за георгиевские ленточки или советские флаги, то в этот раз уголовные дела заводились сразу. Еще одним «подарком» к празднику от эстонских правоохранительных органов стал вышедший в начале мая запрет на прослушивание «агрессивной» музыки, к которой были отнесены сразу все песни о Великой Отечественной войне вне зависимости от года их написания.

История про «Катюшу»

Позволю себе сделать небольшое отступление. Еще в доковидное время, когда ничто не предвещало разделения на хороших и плохих русских, да и многие события, произошедшие в скором времени, показались бы здравомыслящему человеку просто бредом, произошла любопытная для меня встреча.

К нам в гости приехали друзья со своим сыном. В это же время по соседству с нами отдыхала семья из Эстонии, тоже с детьми. Он — эстонец в третьем поколении, а супруга наполовину русская, но еще в детстве уехавшая с родителями жить под Таллин. Все дети, включая и моего сына, были примерно одного возраста, 6 — 9 лет. Разговорились, пригласили их в гости. И вот после обеда ребятня отправилась воевать, благо за городом проблем с обустройством дотов, шалашей и блиндажей у детей нет, равно как и с выбором оружия, когда любая палка сойдет за отличный пулемет, а шишка будет гранатой.

Наблюдая за разгорающейся игрой, с удивлением понял — наши дети точно знают, за кого хотят воевать, а эстонцы нет. Сначала они решили, что будут эстонцами. Но узнав, что в этом случае нужно сражаться за Советскую Армию, собрались быть американцами, затем передумали и стали немцами. Потом пошло еще интереснее. Сын, очень любящий военную историю, решил поддержать боевой дух товарищей и запел «Катюшу». Мы, взрослые, с умилением наблюдали эту картину (действительно трогательно и мило, когда шестилетний ребенок поет «Катюшу», по-настоящему чувствуя, о чем поет), а вот гостям из Прибалтики было явно некомфортно. Несколько раз они пытались остановить песню, а потом честно признались, что не согласны с советской трактовкой истории и предпочитают европейскую версию изложения событий. Что ж, думается, сейчас они живут в идеальном для них мире.

На защите исторической памяти

Историю про «Катюшу», положившую конец так и не начавшимся приятельским отношениям с соседями из Эстонии, я вспомнил, читая об аресте в Даугавпилсе Василия Крупенича, ветерана боевых действий в Афганистане. Мужчину задержали, когда он, принеся цветы к Вечному огню, решил исполнить песню Яна Френкеля «Журавли».

Но, пожалуй, самым резонансным событием несостоявшегося у прибалтийских соседей праздника стало задержание Григория Боярова, о котором я уже упомянул в самом начале. На кадрах, занимающих лидирующие места по количеству просмотров во всех социальных сетях, видно, как пожилого мужчину буквально тащат в свой фургон представители латышской полиции. Преступление Боярова заключается в том, что он «осмелился» (впрочем, может быть, кавычки здесь и не нужны, в современной Латвии для этого поступка на самом деле нужно иметь мужество) прийти с цветами к мемориалу, надев свои орденские планки. Сегодня в странах Балтии, особенно это касается озверевшей в своей борьбе с советским прошлым Латвии, ношение подобных наград категорически запрещено.

Задержание Григория Боярова.
aftershock.news

Лично для меня как для журналиста обиднее всего стал тот факт, что многие задержания произошли по вине… наверное, тут стоило бы написать «моих коллег», но нет, от такой журналистики и ее представителей я отказываюсь. Жертвами журналистов-провокаторов государственного телеканала TV3 стали двое мужчин, пришедших в Даугавпилсе с цветами к Вечному огню. С иудиными улыбками представители СМИ стали их расспрашивать о важности праздника Великой Победы и отношении к событиям, происходящим в Украине. Итогом «интервью» стало заведение на даугавпилчан уголовных дел по статье «Оправдание геноцида, преступления против мира и военного преступления», предусматривающей до пяти лет заключения.

Однако все старания представителей власти, «коллег-журналистов», просто «неравнодушных» граждан, звонивших куда следует, не смогли сломить желание людей почтить память своих освободителей. До сих пор полиция Латвии не может выйти на след смельчаков, которые, невзирая на запреты и наказания, устроили 9 мая салюты в Риге и Даугавпилсе.

Лидером информационных лент стал Андрей Элксниньш, мэр Даугавпилса, второго по величине города Латвии, не побоявшийся сделать настоящий поступок, выложив в своих социальных сетях пост. При общей складывающейся картине публикация этого текста действительно требует большого мужества от чиновника столь высокого ранга: «Меня зовут Элксниньш Андрей Анатольевич. По деду Викторович. По национальности мы латгальцы-латыши-поляки. Прийти сегодня и возложить цветы во имя моего рода — дань памяти истории моей семьи. Без моего деда и его заслуг во время Великой Отечественной войны не был бы я Элксниньшем, без того мира, что он сотворил, не было бы ни моего отца, ни меня, ни моих детей. У меня нет ни малейшего права предать мой род и принизить его заслуги. И сегодня, склоняя голову перед ним и миллионами солдат, я говорю СПАСИБО! Спасибо за то, что вы дали нам право ЖИТЬ. Жить полной жизнью, радуясь и грустя, любя и ненавидя, совершая ошибки и подвиги, бороться, дерзать и не сдаваться! И я знаю, что мой дед ждет этих слов признания и почтения от меня именно в этот день — 9 Мая. Потому что этот день — это День его Победы и Победы миллионов солдат, изменивших ход истории тогда, в 1945‑м».

Возможность выбора

Даугавпилс — единственный из городов Латвии, сохранивший свой монумент павшим воинам-освободителям. В прошлом году в парке Дубровина на берегу Даугавы буквально с боем удалось отстоять этот мемориал благодаря тому, что установлен он непосредственно на могилах погибших солдат. Это уникальное место для современной Прибалтики единственное, где до сих пор неугасаемой верой в будущее горит Вечный огонь как память и символ продолжения истории.

Горит Вечный огонь в Даугавпилсе, горит огонь справедливости и сопротивления в сердцах людей. Ненависть к священной памяти, к искренней благодарности своим защитникам обернулась против тех, кто разжигает ее. Возмущенные запретом празднования Дня Победы, жители Прибалтики выместили свою боль, горечь и обиду на вражеских памятниках.

В праздник Великой Победы в эстонском поселке Синимяэ неизвестные атаковали мемориальные доски, установленные в честь служивших в эстонской дивизии «Ваффен СС». В Латвии в волости Джуксте облили белой краской мемориальный камень, напоминающий о «подвигах» латышских легионеров «Ваффен СС», принимавших участие в карательных операциях и оборонявшихся в 1944 — 1945 годах в Курземском котле. В Литве получил свой белый окрас памятник Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу — руководителю отрядов литовских «лесных братьев», расстрелянному по приговору советского суда.

Что ж, у каждого есть право на подвиг, и ничто не сможет помешать поистине народному гневу, вызванному насилием над их желанием оставаться достойными своего великого прошлого, отстаивать правоту.

Всем нам довелось жить в удивительное время. Время, которое каждому из нас дает возможность выбора — сохранить свою память, свою историю, свою правду или согласиться на лоботомию, насильно навязываемую Западом с его псевдодемократическими ценностями. Договорившись с совестью, пойти на полный отказ от своего прошлого и быть обреченными на проклятие будущих поколений или бороться, отстаивая свое законное право называться человеком. Здесь нет коллективного выбора, есть лишь коллективная ответственность, а выбор остается за тобой. Стоит лишь обернуться назад, внимательнее всмотреться в собственную историю и вспомнить слова американского философа Джорджа Сантаяны: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter