Основа национального согласия
От того, как реализовывается правовая политика, зависит не только укрепление дисциплины, законности и правопорядка в стране, но и обеспечение прав и свобод человека. Причем зависит это во многом не только от государственных органов, но и от самого общества.Обращусь к простому житейскому примеру. Вспоминается недавнее ДТП на трассе Минск — Гродно, когда пьяный бесправник после съезда в кювет пытался откупиться от сотрудников ГАИ. Естественно, никаких денег милиционеры не взяли, а вот в отношении 54-летнего минчанина пришлось еще и уголовное дело возбудить — за покушение на дачу взятки. Да, порой набедокурившие на дорогах страны пробуют «договориться» с Госавтоинспекцией. Но сценарий всегда один: сначала их предупреждают об уголовной ответственности, а потом она наступает. И чем быстрее основы правовой политики усвоят все ее субъекты, тем эффективнее она будет реализовываться и тем более весомыми станут ее плоды.
Именно об этом и идет речь в концепции: «Правовая активность граждан и консолидация гражданского общества призваны способствовать укреплению национального согласия, предупреждению любых форм экстремизма, формированию непотребительского отношения к государству, высокого уровня правосознания, в том числе конституционного, правовой культуры, профилактике правового нигилизма».
Правовая культура — это не нечто застывшее, как постамент. Законы должны оперативно реагировать на изменяющуюся реальность и в то же время опережать и определять ее. Видя в международном пространстве пугающие тенденции к возрождению нацизма и разрастанию террористических ячеек, Беларусь четко обозначила на законодательном уровне меры по противодействию этим угрозам. Лучше на начальном этапе пресечь любой негатив, чем потом с ним бороться.
Так решает народ
Большое внимание в тексте документа уделяется сохранению исторической правды. Действительно, только осознавая наше прошлое, можно в полной мере реализовать неотъемлемое право народа на самоопределение, на поступательное, устойчивое, самостоятельное существование в виде суверенного государства.Именно поэтому в концепции предлагается опираться на идеологические императивы правовой политики при формировании законодательства. Учитывая вызовы и угрозы извне, необходимо иметь смысловой базис, который не позволит сойти с собственного пути развития. Что это за императивы? Государственный суверенитет и территориальная целостность, национальная безопасность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации, социальная справедливость, баланс прав и обязанностей человека, социальная ответственность. Кроме того, это свобода и равенство, патриотизм, народовластие.
Все это не просто красивые и правильные слова. За ними — суть явлений. Беларусь, в частности, изначально выбрала путь народовластия. Это основа всего происходящего у нас. На референдумах всем обществом решаются ключевые вопросы. У нас нет даже намека на касту олигархов, победу в электоральных кампаниях определяют не чемоданы денег или политтехнологи, а реальные дела кандидатов. Нет сомнений, принципы справедливости будут и дальше в основе развития Беларуси.
Система законодательства Беларуси включает Конституцию, 26 кодексов и более 4000 праворегулирующих законов и нормативных правовых актов Президента.
Всеобъемлющий характер
Законотворцы, юристы и эксперты уже успели оценить Концепцию правовой политики. Они называют документ своевременным и актуальным и обращают внимание на то, что он, с одной стороны, дает трезвый взгляд на текущее состояние правовой системы и, с другой — предлагает общие подходы к формированию и реализации правовой политики. Концепция определяет приоритетные направления и особенности для развития законодательства в самых разных сферах: государственное управление, оборона и национальная безопасность, экономика и социальная сфера, наука и инновации.Четко обозначены тенденции Национальной правовой системы. Опираясь на конституционные поправки и дополнения, озвучен концептуальный формат работы всего государственного аппарата: сохранение ключевых полномочий Президента, обеспечивающих устойчивость белорусской государственности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, укрепление роли Парламента как органа законодательной власти, эффективное решение Правительством важнейших задач, стоящих перед страной, и выполнение Всебелорусским народным собранием консолидирующей функции.
kurak@sb.by