Сегодня, 14 января, в Оле почтили память 1758 сожженных и расстрелянных местных жителей. Присутствующие возложили цветы и венки к мемориалу. В Олу съехались делегации из всех районов Гомельской области. Среди них был и правнук спасшегося местного жителя Тараса Колеснева.
Зимой 80 лет назад деревня Ола, которая сейчас находится на территории Светлогорского района, оказалась в прифронтовой зоне. Красная армия неумолимо вытесняла врага из Беларуси, нацисты были обозлены и зверствовали еще сильнее, чем раньше. В Оле, спрятанной в лесу, хотели спрятаться жители 12 окрестных деревень, в надежде дождаться прихода своих бойцов. Не получилось. 14 января 1944 года каратели окружили деревню. Людей сгоняли в хаты и поджигали, тех, кто пытался убежать, расстреливали на месте. Не щадили ни стариков, ни детей.
Тарас Колеснев – один из тех немногих, кому удалось выжить. В огне Олы погибла его семья, его соседи и друзья. Сохранились некоторые его воспоминания: «От толпы отделилась женщина в фуфайке, большом клетчатом платке и подошла к толстому офицеру. Через переводчика она попросила не пощады, а разрешения умереть в своей хате. Ее дом, напротив которого стоял офицер, уже занимался огнем. Под дружный хохот фашистов она развернулась и твердым шагом пошла к горящей избе. Единственное, крикнула соседке Александре Семеновне Дикун беречь дочек, наивно думая, что фашисты не тронут 110-летнюю старуху и маленьких детей. Следом за Аксиньей бежал солдат и на ходу обливал ее бензином. Женщина не обращала на это внимания. Даже немцы смотрели на это с удивлением. Офицер достал пистолет, навел на женщину, но выстрелить не успел: на пороге своего дома она вспыхнула факелом и скрылась за дверьми».
Тараса Колеснева сегодня нет в живых, но для его правнука, десятиклассника из Коротковичской средней школы Жлобинского района Артема Колеснева, Ола остается особым местом:
– В агрогородке Коротковичи есть мемориал, посвященный пяти сожженным деревням на территории нашего сельсовета. Когда я прихожу к этому мемориалу, вижу аллею, высаженную выпускниками нашей школы, всегда вспоминаю своего прадедушку Тараса Колеснева. Его жена и четверо детей погибли в Оле. Он выжил и создал новую семью, но каждый день своей жизни вспоминал крики горящих заживо женщин и детей, говорил, что от жизнерадостной деревни осталась только звенящая тишина. Об этих событиях он рассказал своим детям и внукам, мои родители – мне. А моя задача – передать эту память следующим поколениям, чтобы не допустить повторения подобной трагедии.
Правнук спасшегося жителя Олы: прадедушка каждый день жизни вспоминал крики горящих заживо женщин и детей
Фото:
Ольга ВАЛЬЧЕНКО