Легко ли найти на прилавках экопродукты

Правда чистой еды

Сегодня интерес к экологическим продуктам наблюдается во всем мире. За последние 15 лет площадь сертифицированных земель для производства чистых злаков, овощей и фруктов увеличилась почти в четыре раза. Рынок органической продукции стабильно растет на 10—20 % в год. Эксперты прогнозируют, что к 2022 году его объем превысит 200 млрд долларов. К международному тренду подключилась и Беларусь — год назад вступил в силу Закон «О производстве и обращении органической продукции». Но легко ли сегодня найти на нашем рынке экопродукты?


Казалось бы, выбор продуктов — незамысловатая задача. Хочешь купить качественное и натуральное — читай состав, где содержится вся важная для потребителя информация. Вот только это долго, порой сложно (не всем удается прочесть написанное мелким шрифтом), а иногда и не имеет смысла. Однажды в поисках полезного печенья для ребенка пересмотрела все сладости на прилавке, но так ничего и не положила в корзину — сплошь консерванты, ароматизаторы, красители и спорное пальмовое масло. Облегчить муки покупателей призвана экомаркировка. Она гарантирует, что продукт получен в результате органического земледелия, процесс переработки соответствовал определенным критериям, товар отвечает всем заявленным требованиям. Но и здесь не все однозначно.

— Настоящих экологических продуктов у нас не так много. Товары, которые мы видим в магазинах с надписями «био», «эко», «органик», «100 % натурально», — это, скорее, ловкий маркетинговый ход, ответ на запросы покупателей, которые заботятся о своем здоровье и ищут качественные продукты питания. Зачастую за этими надписями и значками ничего не стоит, — объяснила эксперт ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Элеонора Иванова, выступая на конференции «Производить и покупать ответственно» в рамках выставки-ярмарки «Продэкспо-2020». — Все это называется одним словом «гринвошинг», что означает экологическое позиционирование товара или услуги без достаточных для этого оснований. Таким образом недобросовестные производители вводят в заблуждение покупателей и ущемляют интересы честных компаний.

Специалист продемонстрировала 22 экологических значка, встречающихся на товарах в белорусских магазинах:

— Как думаете, сколько из них настоящих? Всего лишь шесть!

Зашла в ближайший к дому гипермаркет. Найти здесь экотовары — тот еще квест. Никаких специальных стеллажей, искать приходится по разным отделам. Подхожу к прилавку с мукой. Все, что можно отнести к здоровому питанию, расположено у края. Следует отметить, истинный органический продукт здесь только один — ржаная мука из цельного зерна. На ее упаковке — пожалуй, самый известный экознак EU Organic Bio в форме листа из 12 звезд. А вот остальные — не более чем приманка для покупателей: «100 % натуральный продукт», organic, «мука bio логичная», «не содержит красителей и консервантов»… И все это, конечно, украшено зелеными листиками, намекающими на экологичнось товара.

— Такая ситуация типична для стран постсоветского пространства, где пока отсутствует или только начинает работать законодательство, регулирующее производство и продажу органических продуктов, — комментирует Элеонора Иванова. — Наш экорынок только формируется.

Органическая продукция — продукция, при производстве которой не используются химические препараты, гормоны роста, антибиотики, методы генной инженерии
Почти все товары с экологическими сертификатами, которые я с трудом обнаружила в гипермаркете, оказались импортными. Среди производителей — Италия, Польша, Украина, Россия… Отечественных экопродуктов очень мало. Но что радует, цена на них значительно ниже зарубежных аналогов. Скажем, если 750 г белорусской органической гречки стоит 3,75 рубля, то за 500 г импортной придется отдать минимум 5 рублей.

На данный момент в Беларуси органическую продукцию производят 28 предприятий, в стране сертифицировано чуть более 1600 гектаров — это всего лишь около 0,03 % от общего количества пахотных земель. Нам есть куда развиваться, считает заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода, кандидат биологических наук Татьяна Карбанович:

— Для нашей страны направление органического сельского хозяйства важно с точки зрения обеспечения населения продуктами питания высокого качества, снижения негативного воздействия химически синтезированных средств на окружающую среду и здоровье людей, развития малого и среднего предпринимательства, наращивания экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции.


За последнее время, говорит Татьяна Михайловна, сделано немало. Год назад вступил в силу Закон «О производстве и обращении органической продукции». Минсельхозпродом, Минздравом и Госстандартом разработан ряд нормативных правовых актов для развития органического сельского хозяйства. Созданы национальные органы по сертификации на базе Научно-практического центра по продовольствию и Белорусского государственного института метрологии. При этом наш закон не препятствует производить и сертифицировать органическую продукцию по директивам ЕС.

— В сентябре этого года был выдан первый сертификат в рамках Национальной системы подтверждения соответствия. Его получил самый крупный в нашей стране производитель органической продукции — ООО «Здоровая страна» Берестовицкого района Гродненской области, — поделилась Татьяна Карбанович.

Чтобы активизировать переход отечественных компаний на органическое производство, летом были внесены изменения в Указ Президента № 347 «О государственной аграрной политике», которые предусматривают возмещение расходов на проведение оценки соответствия продукции и процессов ее производства.

— Мы анализировали, по какой причине стоимость органической продукции значительно выше той, что производится по традиционной технологии. Оказалось, большую часть расходов составляют издержки на сертификацию, — объясняет Татьяна Михайловна.

Конечно, сертификация земель — дело не одного дня. Для очистки поч­вы от синтетических средств нужно не менее 3 лет. В этот переходный период субъект обязан соблюдать способы, методы, технологии ведения органического производства, преду­смотренные техническими нормативными правовыми актами. Только после этого он получит сертификат соответствия. Годы ожидания, дополнительные затраты, снижение урожайности — все это может отбить желание производителей заниматься органическим земледелием. Однако специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир Клепач уверен: затраченные усилия обязательно оправдают себя в будущем:

— Сегодня тренд не на удешевление, а на улучшение качества продуктов питания. Во всем мире растет спрос на экопродукцию. И если наши производители и переработчики, которые в том числе ориентированы на экспорт, будут стоять на месте, их товары вскоре станут никому не нужны.


ПОЧЕМУ ПОТРЕБИТЕЛИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ВЫБИРАЮТ ПРОДУКТЫ С ЭКОМАРКИРОВКОЙ?

• Они качественнее.

• Полезнее для здоровья.

• Безопаснее для окружающей среды.
mila@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter