По мнению инструкторов автошкол, женщина-водитель гораздо аккуратнее водителя мужчины. А вот самый «сложный» ученик автошколы — женщина бальзаковского возраста.
Самоподготовка допускалась в советские годы — тогда водителей готовили за государственный счет в училищах. Кроме того, ДОСААФ готовил водителей для армии. Сейчас, кстати, в России также есть колледжи, где готовят водителей. Да и ДОСААФ по–прежнему готовит водителей из числа призывников — по направлению военкомата.
Всем остальным, чтобы получить право управления автомобилем, необходимо пройти обучение в автошколе за свой счет. В программах подготовки водителей установлено количество часов обучения. Так, для категории «В» предусмотрено 130 часов теории, 56 часов практики и 4 часа для внутреннего экзамена. Средняя стоимость обучения на категорию «В» в Москве колеблется от 25 до 40 тысяч рублей. В регионах — от 15 до 20 тысяч. По данным ГИБДД, за прошлый год в России насчитывалось 7778 автошкол. В Москве таких организаций — 215.
За выдачу водительского удостоверения требуется заплатить госпошлину в размере двух тысяч рублей. Причем сделать это нужно до экзаменов. Квитанция об оплате подается вместе с документами. А сдавать можно сколько угодно раз. С некоторыми оговорками. После каждой неудачной сдачи следующий экзамен назначается через неделю. После трех неудачных сдач следующий экзамен будет назначен только через месяц. Однако сданный экзамен по теории действует только полгода. Если кандидат не успел в течение этого времени сдать площадку или город, ему придется начинать все сначала, то есть с теории. За прием экзаменов и за их пересдачу дополнительных денег платить не надо. Все экзамены проходят под видеозапись. Запись хранится не менее 30 дней. В случае возникновения спорных ситуаций эту запись можно поднять.
Экзамен по теории включает в себя 20 вопросов. В случае неправильного ответа предлагается дополнительный блок из пяти вопросов. В случае двух неправильных ответов — блок из 10 дополнительных вопросов. При трех неправильных ответах — оценка «не сдал». При ошибке в блоке дополнительных вопросов — оценка «не сдал».
На площадке теперь необходимо сдать 4 обязательных упражнения. Причем некоторые из них комбинированные.
Напомним, что с 2013 года появилась возможность обучаться и сдавать экзамены на машине, оборудованной автоматической коробкой передач. Теперь в правах ставится соответствующая отметка.
Новые правила приема экзаменов появились в 2016 году. Новые требования резко сократили количество сдающих с первого раза. До введения этих правил с первого раза теорию сдавали около 80 процентов кандидатов в водители. Площадку — около 70 процентов. После — теорию с первого раза стали сдавать около 60 процентов кандидатов в водители, а площадку — около 50 процентов. Впрочем, сейчас ситуация изменилась: в прошлом году, согласно данным ГИБДД, с первого раза теорию сдали 67,76 процента кандидатов в водители. Площадку — 67,26 процента. А город — 60,2 процента.
Всего впервые получили право на управление почти 1 миллион 143 тысячи человек. Из них категорию «В» получили чуть более миллиона человек.
Надо сказать, что реформа подготовки водителей дала свои плоды. С каждым годом количество ДТП с начинающими водителями сокращается. Так, в 2015 году количество аварий, совершенных ими, сократилось на 26,5 процента по сравнению с показателями 2014 года, водителями мопедов — на 45,9 процента. По итогам 2016 года их аварийность снизилась еще на 20 процентов по сравнению с показателями 2015 года, а водителей мопедов — на 26 процентов.
К слову
И в Минске, и в Москве существуют автошколы, предлагающие свои услуги исключительно женскому полу. Стоимость обучения в них, как правило, ничем не отличается от тарифов стандартных автошкол. Зато существуют дополнительные программы, «заточенные» под слабый пол. Например, в одной из московских автошкол автоледи предлагают пройти обучение–тренинг по программе «ЖенСовет». Мастер–тренер (разумеется, женщина) обещает научить всем премудростям вождения. Даже «адаптации к зеркалу заднего вида и боковым зеркалам».
Владимир Баршев
vb@rg.ru, Москва
ПОЛУЧИТЬ водительские права категории «Б», так называемые «любительские», в Беларуси можно, отучившись в автошколе 3,5–4 месяца. Стоимость обучения — 500–600 белорусских рублей. Предлагается поэтапная оплата. Топливо, как правило, входит в стоимость обучения, однако его могут предложить оплатить отдельно. С недавнего времени в автошколах количество часов по практическому вождению увеличено до 50 (по 45 минут занятие): 10 часов на автодроме и 40 в городе (39 часов вождение плюс 1 час на экзамен). Теория — 170 часов, в которые входит изучение Правил дорожного движения, курс по основам безопасности движения, оказанию первой медицинской помощи.
Частные автошколы в основном арендуют помещения для классов, автодромы. Организации, вроде ДОСААФ, имеют свои учебные классы, компьютеры, собственный довольно «свежий» транспорт, оборудование, площадки для практической отработки навыков, а преподаватели имеют высшую категорию. В том и другом случаях вождение отрабатывается на автомобилях автошкол, маршруты в городе заранее согласовываются с Госавтоинспекцией. Некоторые предлагают обучение вождению в городе по маршрутам, совпадающим с экзаменационными в ГАИ. Кстати, недавно в Минске появилась первая школа, в которой обучают только девушек.
Что нужно для записи в автошколу? Личное присутствие, паспорт, медицинская справка о пригодности к управлению механическим транспортным средством категории «Б», три цветные фотографии 3,5х4,5. На учащихся, успешно окончивших обучение в автошколе, ее специалист сам оформляет все нужные документы в подразделении Госавтоинспекции. Сдача экзамены в ГАИ — на учебных автомобилях автошколы, на которых проводилось обучение. Впрочем, сдавать экзамен можно на любом другом учебном авто, скажем, другой автошколы, или машине, предоставленной ГАИ — по желанию сдающего.
На экзамене в ГАИ будущие автомобилисты сдают за компьютерами теоретическое тестирование. В нем испытуемым предлагается за 15 минут ответить на десять вопросов, допускается всего одна ошибка. С собой на теоретический экзамен нельзя брать никаких электронных устройств (мобильных телефонов, прочих носителей информации). При себе можно иметь только паспорт (вид на жительство, удостоверение беженца) и обязательные при этой процедуре документы.
Далее справившиеся с тестом сдают практический экзамен, автомобиль (для первой сдачи) предоставляет автошкола. На автодроме принимающий определит два элемента, которые следует выполнить каждому. Это могут быть «левый» или «правый» гараж, диагональная парковка, упражнение «дворик», а также эстакада. На выполнение каждого элемента даются две попытки, если, конечно, испытуемый не допустил аварийной ситуации. Тогда экзамен ею и закончится. Когда первый этап практики пройден успешно, дальше — выезд в город, где требуется продемонстрировать водительское мастерство в условиях реального дорожного движения. Кстати, уже несколько лет при проведении экзаменов на право управления автомобилем используются видеорегистраторы. По статистике, с первой попытки водительское удостоверение получают менее 23% кандидатов. В Минске попытка сдать экзамены с первого раза заканчивается провалом для каждого третьего выпускника. Тем же, кто выдержал испытание на городских улицах, сдают экзаменационную карточку и получают водительское удостоверение.
Кстати
В прошлом году только Минским межрайонным экзаменационным отделом ГАИ было выдано более 66 тысяч водительских удостоверений. В том числе женщине старше 80 лет, она получила удостоверение категории «Б». Кстати, возможно, в перспективе в водительское удостоверение будет вноситься отметка о том, какая коробка передач была в машине, на которой проводилось обучение. Таким образом будет определяться, каким транспортным средством может управлять водитель.
Егор Носов
SOB@SB.BY