Метод шантажа
Схема работы организаций, целенаправленно ищущих клиентов для платных обучающих курсов и семинаров, известна давно. Представители таких компаний под видом покупателей ищут недостатки в работе заведений — например, находят на полках товары с истекшим сроком годности — и предлагают руководству магазинов сделку: не оглашать негатив, а направить работников на платные семинары. Как правило, прижатые к стенке представители розницы соглашаются: кому хочется подставлять бизнес под штрафы? В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли о проблеме давно знают. По их данным, пару лет назад так работали как минимум 27 организаций. Сейчас, может быть, и больше: бизнес‑то прибыльный.— Эти организации зарегистрированы как юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, — уточняет заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирина Барышникова. — До тех пор, пока магазины будут идти на сделки с такими «проверяющими», их бизнес будет процветать. Здесь можно дать единственную верную рекомендацию: не платить шантажистам! А еще — не нарушать законодательство, тогда не будет и слабых мест, по которым бьют организаторы платных семинаров.
Ирина Барышникова. |
Ирина Астафьева. |
Анна Суша. |
Инна Гаврильчик. |
— Оказание помощи на основе безвозмездного договора оказания услуг предписывает общественным организациям статья 47 Закона «О защите прав потребителей», — напоминает председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша. — Эта статья вступила в силу в 2012 году и с тех пор не претерпела изменений. В то же время коммерческие структуры, «кошмарящие» бизнес, де‑факто пиратствуют под нашим знаменем. Мы иногда помогаем директорам магазинов, которые звонят: пришли, мол, какие‑то «защитники». Советуем: «Вы проверьте, кто именно пришел, с какой целью и скажите им до свидания».
Кто поставит точку в истории с навязыванием образовательных услуг под видом борьбы за потребительские права, пока неясно. Обидно одно: пока «пираты» подсчитывают барыши, настоящие помощники покупателей месяцами, а то и годами добиваются возмещения положенных по закону затрат, понесенных в процессе юридической помощи гражданам.
В поисках беспристрастной экспертизы
А коммерциализация экспертизы товаров? Вообще, она проводится при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков в изделиях и причинах возникновения проблемы. Доступна ли эта процедура среднестатистическому гражданину?— Экспертиза новых товаров в нашей стране развита неплохо, в отличие от экспертизы бывших в употреблении, — сетует председатель правления ОО «Минское общество потребителей» Ирина Астафьева. — Соответствующей методики нет, данной деятельностью активно занимаются коммерческие организации. Они дорожат своими клиентами, в основном юрлицами, граждане интересуют их гораздо меньше, потому что стоимость услуги — от 800 рублей и более — для многих неподъемна.
По словам Ирины Астафьевой, особенно остро стоит проблема с экспертизой технически сложных импортных товаров. Потребителю трудно защитить свои интересы, поскольку субъекты хозяйствования, которые ввозят в страну такие изделия, как правило, имеют собственные гарантийные мастерские. И тамошние специалисты нередко обвиняют потребителя в ненадлежащей эксплуатации, допустим, смартфона, даже если он был куплен вчера.
Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в развитии института независимой потребительской экспертизы. Но как это осуществить — большой вопрос. В советские времена наши специалисты ездили учиться в Москву и Ленинград, сейчас прежние связи утеряны. Белорусские государственные судебно‑экспертные учреждения заняты своими прямыми обязанностями и к ситуации на потребительском рынке отношения не имеют.
— Нужно искать возможности для развития, попробовать закупить методики или взять на вооружение опыт россиян, долгое время сотрудничающих с авторитетным германским институтом информации для потребителей «Штифтунг Варентест», который проводит сравнительные испытания качества различных товаров и потребительских услуг на принципах объективности и независимости от производителей и торговли, — выдвигает предложения Ирина Астафьева. Но опять‑таки непонятно: кто этим будет заниматься?
По мнению общественных защитников прав потребителей, устранить узкие места поможет дальнейший диалог всех заинтересованных сторон. Экспертов, способных не только сформулировать проблемы, но и предложить рациональные пути их решения, на рынке предостаточно. А сам рынок развивается, поэтому нет сомнений в том, что нынешняя версия Закона «О защите прав потребителей» далеко не окончательная.
СКАЗАНО
ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ
При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с иском в защиту прав потребителя выступает общественное объединение потребителей, то ему перечисляется 10% суммы штрафа.
Инна ГАВРИЛЬЧИК, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ:
— Из поступивших в 2018 году в наше министерство, местные распорядительные и исполнительные органы обращений граждан по защите прав потребителей 43% касались сферы ЖКХ, 33% — торговли, 10% — бытовых услуг, 3% — платных медицинских услуг. Однако нельзя однозначно говорить о том, что количество обращений напрямую связано с увеличением числа нарушений. Не всегда информация подтверждается.
nesterov@sb.by