В названии постановки зашифрован своеобразный постмодернистский привет фильму Стивена Долдри о событиях 11 сентября 2001 года, снятому по роману писателя Джонатана Сафрана Фоера. Видимо, Филиппович — поклонник романа и фильма, в котором сыграли любимый актер Ингмара Бергмана Макс фон Сюдов, а также лауреаты «Оскара» Сандра Баллок и Том Хэнкс. По мнению режиссера, между главными героями этих историй есть немало общего. Прежде всего их объединяет боль.
Предыдущий спектакль Даниила Филипповича в Купаловском «Женитьба» цеплял энергичной эклектикой, смешением стилей, эмоциональной работой актеров разных поколений. Вот бы удивился Николай Васильевич Гоголь, если бы увидел! (А может, и видел?) В этой «Женитьбе» остался и налет мистики, и вполне понятный и весьма ощутимый страх человека перед судьбой и роком, и тема города и цивилизации, пожирающей людские эмоции. Женихи в спектакле Филипповича слились в один стройный хор, почти в стихию, которая «Хавьером» врывается в дом, поет песни, требует к себе особого внимания. Скрыться от этого хора можно, только надев пустой аквариум на голову, что и проделывает в какой-то момент в спектакле инфантильный Подколесин (Илья Крук).
Каркасом «Женитьбы» стал актерский квартет: Илья Крук, Маргарита Горбачева, Михаил Свито и Таисия Введенская. Опытная Тамара Миронова тоже довольно органично вписалась в ироничную интонацию спектакля. Народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова играла роль без слов — так страшащую Подколесина Тень Женитьбы, и именно с ней в ярком свете он сталкивался в финале. В некотором смысле Зинаида Петровна цитирует в этой роли собственное творчество: в «Вяселлi» по Чехову она тоже играла такое бесприютное существо в белом — Невесту, правда, там слова у нее были.
После «Грозы» в Полесском драматическом театре и «Рыбы моей мечты» на гомельской сцене в «Женитьбе» Даниил Филиппович продолжил линию сложного ассоциативного, синтетического театра. Долгое время постановки такого сюрреалистического градуса в репертуаре Купаловского уже не было. Казалось, в натруженных руках режиссеров театр по-академически, как и подобает вывеске, «забронзовел», окончательно утратил интерес к озорству. Любуется только собственным отражением. Оказалось, нет.
«Женитьба» способна удивить и порадовать зрителя, открытого к экспериментам, интересующегося чем-то большим, чем простое линейное повествование.В премьерном спектакле «Чакана гучна i да болю блiзка» снова будут играть как молодые, так и опытные мастера. В главных ролях — Тамара Миронова и Зинаида Зубкова. И роли снова практически без слов! Филиппович в своем репертуаре! Нервного племянника Кэмпа, приехавшего на понтах выяснять отношения с умирающей родственницей, исполнит молодой актер Сергей Бирульчик. Кстати, артисты от совместной работы с молодым режиссером в полном восторге — захлебываются в комплиментах! Должно быть, соскучились по сильной руке. Можно пожелать им только одного — не останавливаться. Ведь отсутствие полноценного репертуара сегодня — главная проблема Национального академического театра имени Я. Купалы. И ее будут планомерно решать, заявил на коллегии Министерства культуры директор Купаловского Александр Шестаков:
— В прошлом году театр оказался в уникальной ситуации, которая дала всем нам новый опыт, подтолкнула к новым стратегическим и творческим решениям, проявила патриотизм, сплоченность и стойкость нынешнего коллектива. В 2021-м афиша театра пополнилась 8 культурно-зрелищными мероприятиями. С подачи художественного руководителя театра Ольги Нефедовой обновлены прежние постановки. В 2022 году мы выпустим не менее 5 новых спектаклей.
pepel@sb.by