Только сегодня и только для вас
Это произошло несколько недель назад. Вечером решила залипнуть в TikTok. Листая ленту, наткнулась на заманчивое предложение от одного интернет-магазина: в преддверии «черной пятницы» продавцы проводили акцию и предлагали приобрести светодиодную ленту. Цена вопроса – всего 20 рублей за пять метров. На видео красовалась яркая иллюминация, переливающаяся всеми цветами радуги. «Хочу себе такую! Она гармонично впишется в мой интерьер», – подумала я и оставила предзаказ, указав номер телефона. Мы с молодым человеком давно планировали купить такой девайс: обычную световую гирлянду наш кот перегрызает в два счета. А создать атмосферу праздника очень хотелось.На следующий день перезвонила администратор магазина. Вежливо поблагодарила за то, что я обратились именно к ним, и озвучила еще одно «уникальное» предложение: приобретая две ленты, третью получаешь в подарок. Она в таких красках описывала, как празднично будет смотреться квартира и в каком восторге будут друзья, придя ко мне в гости, что я даже не вслушивалась в детали сделки: воображение уже вовсю рисовало уютные зимние вечера в неоновом свете. Очнулась, только когда администратор назвала итоговую сумму: с учетом пересылки покупка обойдется в 65 рублей. Недолго думая, согласилась. Не такие уж большие деньги. Зато какая красота!
Через несколько дней пришло уведомление, что заказ доставлен на почту. На всех скоростях помчалась за товаром. Открыв посылку, удивилась: вместо обещанных трех мотков в коробке лежал всего один. «Наверно, все ленты соединены», – подумала я. Не тут-то было. Имеющегося отрезка едва хватило, чтобы украсить одно окно, ни о каких заявленных 15 метрах и речи не шло. Однако самое большое разочарование ожидало меня позже: включив на YouTube видеоинструкцию, как закрепить ленту, выяснили, что наша точь-в-точь такая же, как представленная на одной известной китайской торговой площадке. Вот только цена отличается в разы: лента из видео обошлась блогеру всего в 10 рублей.
Наушники – в подарок
Смирившись с ситуацией, заменила батарейки на новые (те, которые прислал продавец, не работали) и постаралась порадоваться своей необдуманной покупке. Пообещала, что в следующий раз буду бдительнее и не дам себя обмануть.Очередной случай не заставил себя долго ждать. Спустя несколько дней со мной снова связались из того же интернет-магазина. Администратор поинтересовался, исправно ли работает лента. Дав понять консультанту, что комплектация товара, мягко говоря, не соответствует заявленной, услышала в ответ: «Мы обязательно разберемся в этой ситуации». Затем человек объяснил цель звонка:
– Маргарита, нашему магазину в этом году исполняется семь лет. Ваш номер выпал в случайной генерации чисел. Поздравляем вас! Вы выиграли беспроводные наушники. Для того чтобы получить товар совершенно бесплатно, вам необходимо приобрести на выбор робот-пылесос, умные часы или машинку для стрижки волос со скидкой в 70 процентов. Что выберете?
Услышав это, я напрочь забыла о том, что в несколько раз переплатила за светодиодную ленту. Неужели именно мой номер оказался в победителях?! Счастью не было предела! Попросила продавца подробнее рассказать про робот-пылесос – давно о таком мечтала. Администратор заверил, что устройство отличного качества, и поделился, что подарил такой же своей маме на день рождения – она помощником довольна. Мысленно уже забирала покупки с почты, но нашла в себе силы и попросила перезвонить через час, пока обдумаю предложение.
За это время пересказала содержание нашего разговора своему молодому человеку. Усвоив предыдущий урок, он решил почитать отзывы о «расчудесном» магазине в интернете. Увы и ах! Таких победителей, как я, оказалось пруд пруди. Вот только товары либо вовсе не доходили до покупателя, либо присылались в неисправном состоянии. Когда через час перезвонил администратор, вежливо отказалась от покупки, сославшись на то, что отзывы об их компании не вызвали доверия. Не дослушав, он бросил трубку.
Включить внутреннего критика
Проанализировав ситуацию спустя время, осознала допущенные ошибки. На будущее решила: перед тем как совершить покупку, буду мониторить товар на разных площадках, чтобы сравнить стоимость и ознакомиться с отзывами о продавце. За советом обратилась к психологу Сергею Янгибаеву. Представители этой профессии лучше всех знают, каким образом мошенники манипулируют нами в сети. Сергей подтвердил мои догадки:– Обычно мошенники используют два вида манипуляции: делают акцент на исключительности потенциального покупателя и предоставляют ему возможность ощутить так называемое чудо. В первом случае дают понять, что выбрали именно вас, значит, вы особенный человек. Признание и похвала – одни из наших базовых потребностей. Конечно, мошенники об этом знают и умело пользуются этим приемом. Касательно второго варианта. Мы все хотим, чтобы то, чего желаем, само свалилось нам в руки. На это рассчитаны всевозможные акции, скидки, выигрыши – одним словом, халява.
В таких случаях психолог советует включить своего внутреннего критика и относиться ко всем «выгодным предложениям» с определенной долей скепсиса:
– Не позволяйте вовлечь себя в разговор, тогда мошенники не смогут оказать на вас влияние. Спокойно выслушайте их предложение, скажите, что подумаете, а потом положите трубку и проверьте информацию в интернете. Главное – не сообщать никаких личных данных. Сейчас существует множество платформ, где можно сравнить цены, чтобы не переплатить за товар. Лучше зайдите на проверенный сайт, изучите все предложения и самостоятельно сделайте заказ.
gorbatko@sb.by