- А я ведь не реже чем раз в год бываю и в Минске, и в областях, - говорит Лев Валерьянович. - Пою в Гродно, в Гомеле. На витебском "Славянском базаре" пел много раз, это знаковый для меня фестиваль. Для меня наши страны неразделимы, несмотря на то что мы через границу живем. Это по-прежнему наша общая родная земля.
- Вы и с "Песнярами", и с "Сябрами" столько раз выступали...
- Конечно! На днях Толя Ярмоленко приезжал - поздравлял с юбилеем. А "Песняров"-то я услышал чуть ли не раньше всех: в 1970-м на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады я с "Песнярами" разделил 2-ю премию. С Мулявиным мы в 70-х много работали бок о бок, пересекались на концертах. "Песняры" были нашим, как сейчас говорят, ноу-хау - удивительное слияние народного с современным, фолк-рок высшей пробы!
- А вы замечаете, что песни 60-х, 70-х сегодня возвращаются, что советское ретро снова в моде?..
- А в караоке-барах сплошная музыка 60-х. Замечаю и не удивляюсь. Ведь эта песня создавалась как массовая, ее же подхватываешь "на раз", ее можно петь где угодно - в компаниях, в лесу, за столом... Эти песни были событийными, в них рассказывалось о жизни людей, которые куда-то стремятся, чего-то хотели достичь. А не то, что сейчас - "я тебя люблю, снова повторю, я тебя люблю, снова повторю", и все повторяет и повторяет. Те песни становились гимнами городов. Помните, например, эту вот: "Зовет гора магнитная".
- Помню-помню: "Не даль морская южная и не края заморские мне видятся, товарищи..."
- ...скажу вам не тая"! Чудесная песня! Она же стала гимном Магнитки, потому что она о людях! А разве станет гимном песня, в который автор поет о себе любимом?
- А уж какая у этих песен была музыка...
- Да что вы! Пахмутова, Фрадкин, Тухманов, Френкель, Лученок... "Катюша", "Подмосковные вечера" озвучивали ту эпоху, да и до сих пор представляют нашу страну на весь мир. Я ж пою сейчас и "Заводскую проходную" и "Годы летят", в военные праздники - "Вечер на рейде", "Любимый город", и много других. И на концертах, и в компаниях... А те же "Подмосковные вечера" приходилось петь на концерте даже на китайском.
- А я еще видел запись, как на фестивале в польском Сопоте вы пели на бис фрадкинскую "За того парня".
- Это было в 1970-м. На заключительном концерте в Сопоте я пел ее три раза. Она вызвала сильнейшие эмоции! И это было неудивительно: лишь 25 лет назад кончилась война, как поляки ее пережили, перестрадали! Многие дожили и до 70-х. Ведь эта песня - не только о русском парне, но и о чешском, польском, даже о немецком! Это о человеке, не пережившем войну. Весь зал Сопота встал на этой песне!
- А как вам пелось, скажем, в Риге на рок-фестивале KUBANA в прошлом году?
- Очень хорошо пелось! Туда приехала продвинутая молодежь, образованная. Представляете, ко мне подошли после концерта парень с девушкой и спросили - почему я не спел им "Соловьиную рощу"! А я там исполнял репертуар, ну более адаптированный к этой аудитории - у меня есть и мелодичные баллады, я их довольно редко пою.
- А в советское время вам никогда не хотелось исполнять на концертах не одни лишь советские, патриотические вещи?
- Хотелось, и я их пел. По ТВ это не показывали, но мы с концертно-эстрадным оркестром Людвиковского, потом с "Мелодией" Гараняна на концертах исполняли и джаз, и жанр, и адаптированную классику. Слышали бы вы эти аранжировки! Музыканты-то были выдающиеся, гиганты, круче их не было в стране. Но, повторяю, пелось это только на концертах, телевидению нужен был Лещенко-трибун, позитив, плакат!
- А что скажете о нынешних музыкантах, вместе с которыми вы выступали, - Олег Нестеров, Илья Лагутенко?
- Это талантливые люди, кто ж спорит. Вокруг много талантов, роднички сквозь пену пробиваются. И у многих есть музыкальное образование, Олег учился в музыкальной студии, та же Елка - в музучилище, Леша Воробьев - в училище эстрадно-джазового искусства. Эти ребята работают на совесть, нет слов. Есть сегодня молодые музыканты, которые мне очень нравятся. Не хочу их называть, зазнаются еще.
- А вот вы сами взялись за сочинение песен - что вас сподвигло?
- Было такое. Пел на концертах, особо не выделяя их, по две-три вещи, настроенческих, со своей музыкой и стихами. Однажды я написал песню для большой нефтяной компании, где работают мои друзья: ездил в Сибирь, смотрел, как они вкалывают на этих буровых при 40 градусах, захотелось сказать про них. Сейчас вот открывал юбилейный концерт песней на свои слова: "Друзья мои, я снова, снова на эту сцену выхожу/Сказать, что мне здесь что-то ново,/В который раз не нахожу./И все же каждый раз, живая,/Как родниковая вода,/Скрывая страх и спесь срывая,/Она волнует, как всегда..."
- Как же это тепло, душевно... Вы и слова, и музыку написали?
- Да, но тут нет ничего особенного, мы же так говорим в жизни, надо просто зарифмовать. Сейчас я не пою свое, мы же говорили, что публика сегодня тянется к старому.
- К этой публике вы выходите уже полвека - не устали еще?
- Считаю, что надо держаться в тонусе. Как только почувствуешь, что ты на пенсии - жизнь сразу заканчивается: начинаешь дряхлеть, стареть, теряешь интерес к жизни. А я хочу еще жить, работать и никуда уходить не собираюсь. И буду работать, пока работается.
- Вы как-то сказали, что чувствуете себя современней молодых. В чем это выражается?
- В отношении к жизни. Я встаю раньше их. Побольше многих из них работаю, в студии, на концертах. Больше их смотрю профессиональные музыкальные программы, слушаю много музыки, интересуюсь политикой, культурой. Я, как говорят, "в материале" этой жизни. Сегодня жить нужно в правильном информационном пространстве, получая максимум информации в единицу времени. А молодежь нынче спит до середины дня, а потом говорит, что у нее времени не хватает.
Андрей Васянин
ermakova@rg.ru