Сегодня нефтяной рынок опасается, что турбулентность в Каракасе может в итоге привести к выходу Венесуэлы из ОПЕК. При том, что Венесуэла до сих пор была активной сторонницей сокращения добычи нефти. Впрочем, такому сокращению способствует сама экономическая ситуация. Цены в стране за 2018 год выросли на 80 000 процентов, а долги компаниям, которые обслуживают нефтяные месторождения, уже превысили миллиард долларов. В результате добыча нефти в стране медленно сходит на нет: денег на обслуживание старых месторождений нет, на открытие новых — тем более.
В том, что влияние кризиса в Венесуэле на мировые котировки нефти весьма ограничено, уверены и в информационно-аналитическом центре “Альпари”. Его старший аналитик Анна Бодрова поясняет:
— Доля Венесуэлы на мировом рынке нефти не такая уж и большая. Выпадение этих поставок никто и не заметит, потому что их очень быстро можно заместить — теми же Соединенными Штатами, той же Канадой.
28 января Соединенные Штаты ввели финансовые санкции против венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA, которая поставляла на американский рынок около 500 тысяч баррелей нефти в день (это 6,4 процента всего импорта нефти в США), ежедневно получая за это около 32 млн долларов. Ныне активы PDVSA в Штатах заморожены, американским компаниям и гражданам запрещено вести с ней дела. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что санкции будут стоить Венесуэле более 11 миллиардов долларов упущенной экспортной выручки в год.
В свою очередь, бахрейнская газета Akhbar Al-Khaleej констатирует: “Сокращение производства в 2017 году — из-за падения производства в Ливии, Венесуэле и Анголе — достигло 2,8 миллиона баррелей в сутки, что стало причиной повышения цены примерно до 80 долларов за баррель и принесло прибыль производителям сланцевой нефти, в первую очередь США”.
При этом говорить о ценовой стабилизации по-прежнему не приходится. “В ОПЕК ситуация такова: она нормально функционирует, когда дела плохи, то есть когда цена на нефть низкая, — констатирует на страницах немецкой Die Welt аналитик крупнейшего банковского концерна Германии “Коммерцбанк” Ойген Вайнберг. — Если цена находится на уровне 50 долларов, то члены организации действуют дисциплинированно и сокращают добычу. Но в случае повышения цены до 80 долларов то тот, то другой производитель из игры выбывает”.
В прошлом году спрос на нефть в мире, по оценке Международного энергетического агентства, вырос на 1,3 миллиона баррелей в день — до 99,2 миллиона баррелей в день. А в текущем году это агентство сохранило прогноз по глобальному росту спроса на нефть на уровне 1,4 миллиона баррелей в день — до 100,7 миллиона баррелей в день. Средние цены ныне ожидаются ниже прошлогодних значений, что будет способствовать ускорению роста мирового спроса, несмотря на возможность замедления глобальной экономической активности. В целом же картина на мировом нефтяном рынке складывается очень неоднозначная. Потребителям помогло падение цен на нефть в конце прошлого года — но общий тон в мировой экономике остается не слишком оптимистичным.
КОМПЕТЕНТНО
Алексей Беляев, политолог, доцент кафедры политологии БГЭУ
— Каковы последние тренды в нефтяных котировках? Если говорить о долгосрочном прогнозе, то тут работают два противоположных фактора. Во-первых, крупнейшие аналитические центры заявляют о замедлении темпов мирового экономического развития. Рецессию вызывают причины политического характера: торговые войны, начатые США при Трампе, и разрушение системы мировой торговли. Пересмотр соглашений в рамках НАФТА с Канадой и Мексикой и переформатирование их в новый договор (USMCA), подписанный в конце ноября 2018 года, а также крупнейшее за последнее время санкционное противостояние с Китаем — все это ведет к снижению товарных потоков в рамках крупнейших экономик. А нет спроса — снижается и предложение, то есть уменьшается производство. Соответственно требуется меньше нефти, что в условиях избыточного предложения ведет к ее удешевлению. Также следует учитывать факт перехода наиболее развитых стран в эпоху 4-й индустриальной революции, основанной на новых технологиях, в том числе сберегающих мировые сырьевые ресурсы и снижающих потребности в нефти.
Однако страны-экспортеры, в первую очередь члены ОПЕК, а также Россия, которая не является членом этого союза, заинтересованы в сохранении относительно высокой стоимости нефтяного сырья. Для этого они периодически принимают решения о снижении объемов добычи, последний раз это произошло на совещании в Вене 7 декабря прошлого года. В результате общее снижение производимой нефти составило 1,2 млн баррелей в сутки. Кроме того, возобновление американских санкций в отношении Ирана уменьшило его возможности поставлять на рынок значительные объемы нефти. Если договоренности в рамках сделки ОПЕК+ сохранятся, то искусственное сдерживание добычи и предложения сохранит нефтяные котировки на приемлемом для производителей высоком уровне.
В нашей же стране ко всем вышеперечисленным факторам добавляется проблема маневра в нефтегазовой сфере в России, что при любых раскладах приведет к повышению стоимости поставляемого в страну сырья. К сожалению, это неизбежно.
osipov@sb.by