В МАРТ отмечают рост жалоб на интернет-торговлю

Потребители под защитой

В МАРТ отмечают рост жалоб на интернет-торговлю – регулятор намерен определить правовой статус маркеплейсов во взаимоотношениях с потребителями

В 2022 году МАРТ и райисполкомы рассмотрели почти 9,9 тысячи обращений по вопросам защиты прав потребителей. С одной стороны, это количество по сравнению с предыдущим годом сократилось на 5 процентов. А значит, жалоб стало меньше. В министерстве объясняют это тем, что большую разъяснительную работу среди населения проводит регулятор вместе с общественными объединениями по защите прав потребителей — а их в стране свыше 20, а также с растущим уровнем подкованности граждан в своих правах и способностью самостоятельно разбираться с возникающими вопросами. С другой стороны, заметно увеличилось количество нареканий на сферу интернет-торговли, которая активно развивается: на начало года в Торговом реестре зарегистрировано более 28,9 тысячи онлайн-магазинов. Регулятор намерен еще раз пристальнее посмотреть на их работу.

Фото из архива «СБ»

Об этом во время пресс-конференции в Национальном пресс-центре рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой ведомства Инна Гаврильчик:

— В 2022 году только МАРТ, гор- и райисполкомы рассмотрели 9878 обращений потребителей. Ведь еще 15 госорганов и 4 концерна — «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром» и «Белнефтехим» — рассмотрели свыше 37,8 тысячи обращений. По нашей части в результате гражданам возмещен материальный ущерб на сумму более 27,1 тысячи рублей. МАРТ и исполкомы вынесли 326 предписаний об устранении нарушений — это почти в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Почему их значительно меньше, чем обращений? Во-первых, несколько предписаний было выдано сразу по многим жалобам. Во-вторых, порой продавцы на стадии получения запроса от МАРТ для разбирательства в ситуации стараются оперативно урегулировать вопрос с потребителем.

Также было составлено 272 протокола, исполкомы подали в суд 124 иска. Что касается исков, то в последние годы мы видим тенденцию к их росту: раньше потребители не всегда знали о том, что представители госорганов на местах могут не только проконсультировать, но и помочь в доведении дела до суда.

Что касается структуры обращений, то лидирующее место по-прежнему занимает сфера торговли — 45 процентов. Для сравнения: в 2021-м на ее долю приходилось 34 процента обращений. Прирост связан с большим количеством поступивших жалоб на интернет-ретейл. Так, например, среди 1602 обращений непосредственно в МАРТ в 2022-м больше половины, или 871, касалось онлайн-сферы. Любопытно, что еще годом ранее регулятор рассмотрел всего 975 жалоб, из них только 47 было по поводу интернет-торговли.

— Рост связан с вопросами по работе интернет-площадки wildberries.by — площадка дважды вводила платный возврат качественных товаров вопреки белорусскому законодательству, — уточнила Инна Гаврильчик.

Кстати, чтобы избежать впредь подобных неприятных для потребителей ситуаций, в МАРТ намерены откорректировать законодательство о защите прав потребителей. Одно из направлений работы — определение правового статуса маркетплейсов во взаимоотношениях с потребителями.


— Остро стоит задача определения того, кем является маркетплейс, еще его называют агрегатором, по отношению к потребителю. Потому что это и не продавец, и не лицо, оказывающее услуги. Назрела необходимость установить права и обязанности владельца агрегатора. Такая работа идет, мы привлекаем бизнес-ассоциации в сфере торговли, юркомпании. Предлагаем всем включаться и направлять в МАРТ свои предложения, — акцентировала специалист.

Также, например, регулятор намерен изу­чить возможность корректировки КоАП. По словам представителя МАРТ, возникает коллизия, когда одной из статей предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о торговле и оказании услуг.

— Эта норма напрямую связана с защитой прав потребителей, но, тем не менее, не все нарушения Закона «О защите прав потребителей» подпадают под нормы статьи 13.11. Мы бы хотели для усиления защиты прав потребителей со всеми заинтересованными отработать возможность корректировки этой статьи, — подчеркнула Инна Гаврильчик.

КСТАТИ

14 и 15 марта с 14:00 до 16:00 в МАРТ пройдет горячая линия по вопросам защиты прав потребителей. Номер для общения со специалистами (8-017) 241-42-02. Также 14 марта с 10:00 до 13:00 по номеру (8-017) 255-98-80 звонки будут принимать начальник отдела управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой и ее заместитель.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter