С 5 декабря официально вступили в силу санкции, принятые ЕС, G7 и Австралией в отношении поставок российской нефти. Они включают ограничение странами Запада цен на добытую в России нефть в 60 долларов за баррель, эмбарго на поставки сырой российской нефти морским путем, а также запрет получения танкерами страховки, если они загрузились черным золотом из РФ по стоимости выше установленной.
Опасный прецедент
Последнее из перечисленных ограничений немедленно повлекло за собой негативные последствия: уже 5 декабря у проливов Босфор и Дарданеллы, связывающих Черное море со Средиземным, начали скапливаться нефтяные танкеры. Причина пробки проста: суда не могут пройти через Босфор без предъявления страховки на случай аварий и экологических катастроф, поскольку международные законы в этой сфере однозначно требуют наличия у судна соответствующего документа.К середине недели на якорь в непосредственной близости от проливов встали 19 танкеров, перевозящих примерно 18 млн баррелей, то есть пятую часть суточной мировой нефтедобычи. Причем среди них есть как российские нефтевозы вроде «Леди Арии» и «Генерала Скобелева», так и суда с казахстанским сырьем. Председатель правления казахстанской национальной компании «Казмунайгаз» Магзум Мирзагалиев признал, что как минимум 10 застрявших судов имеют отношение к Астане, шесть из них заполнены нефтью, принадлежащей компании «Тенгизшевройл».
Официальный комментарий от турецкой стороны появился только к вечеру 8 декабря. Главное управление по морским делам министерства транспорта Турции подтвердило, что не пропускает суда, чьи экипажи не могут предоставить полис P&I, предполагающий страховку в случаях аварий, загрязнения окружающей среды, потери судна или груза, материального и морального ущерба. Кроме этого, официальный представитель заявил, что информация о сотне судов у Босфора — фейк, и назвал цифру в 15 танкеров, из которых 11 должны были отправиться в порты стран ЕС.
Установление потолка цен на российскую нефть — нонсенс с точки зрения мировой экономической системы и международного права. По сути, мир столкнулся с тем, что Запад, долгое время исповедовавший идеалы рыночной экономики, переломил через колено один из ее главных постулатов — принцип свободного ценообразования.Причем сделано это с отчетливо политическим мотивом: США и его вассалы пытаются удушить российскую экономику, лишив ее высоких доходов от продажи нефти, и заставить пойти на уступки как в украинском вопросе, так и в других, еще более глобальных.
«Грубый ценовой диктат подрывает систему мировой торговли и создает опасный прецедент не только на рынке энергоносителей, но и для международной торговли в целом», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Игра» на трубах
Впрочем, как и в случае с другими незаконно введенными экономическими санкциями, Запад не потрудился просчитать последствия своих действий. Так, Президент Путин лично подтвердил, что поставки черного золота в страны, которые ввели потолок цен, прекратятся. Однако сокращения добычи не произойдет — активно покупают российскую нефть по рыночным ценам в Китае и Индии, проявляет интерес и такая мощная растущая экономика, как Пакистан. Так что свои доходы от продажи энергоресурсов наши восточные соседи получат. А вот европейским потребителям стоит напрячься, ведь энергетический кризис на континенте в ближайшее время усугубится из-за ответных мер России.По мнению аналитика БИСИ Максима Иванова, введение 5 декабря «Большой семеркой», Евросоюзом и Австралией ограничения цен на нефть российского производства на уровне 60 долларов за баррель вместе с европейским эмбарго на поставки сырой российской нефти морским путем активизирует розыгрыш «энергетической карты» в нынешнем геополитическом противостоянии:
— Дополнительно подогревают ситуацию и другие ограничительные меры, введенные ранее.
Цель политики коллективного Запада ясна — снизить доходы бюджета России, создать условия для снижения мировых цен на энергоносители.Однако ни о каком серьезном кризисе нефтедобывающей промышленности России говорить не приходится. Продолжится работа по диверсификации потребителей, поиску новых рынков. Разумеется, продажи будут со значительным дисконтом. Стабилизирующее влияние окажет пролонгация сделки ОПЕК о снижении ежедневной квоты добычи на 2 миллиона баррелей в сутки (кстати, ежедневное потребление этого углеводорода составляет 100 миллионов «бочек»). Не стоит забывать и о серых схемах, которые активно разрабатывает бизнес.
Аналитик БИСИ Сергей Жук полагает, что в ближайшее время будет сохраняться волатильность рынков. В российский бюджет нефтедолларовые поступления снизятся только при условии преодоления ценами на нефть порога в 60 долларов (сейчас цена Urals опустилась ниже 55 долларов за баррель).
Эксперты уверены: дефицит нефти в ближайшее время не прогнозируется. Сценарий драматического падения цен или даже повторения пандемийного 2020 года, когда котировки достигали отрицательных значений, крайне маловероятен.
popov@sb.by