Ирина Ковш из Дзержинска приехала в Минск с дочерью Дианой.
Математика — не ее
— Не могла понять, почему моя дочь, успешно участвующая в олимпиадах по математике, сказала в один момент, что математика — это не ее, и стала делать акцент на гуманитарные науки, — ожидая, когда подойдет наша очередь на тестирование, заводим разговор с Ириной Ковш из Дзержинска. Она приехала в Минск с дочерью‑абитуриенткой Дианой. — После прохождения тестирования подтвердились склонности к профессиям, которые нравятся моей дочери: журналистика, режиссура, творческие профессии. В целом специальности вне рамок, дающие возможность творческой реализации. Тест показал, что рутинную работу она может выполнять на высоком уровне, но это будет против ее желания. Результаты нам помогли. Я спокойна, что желания дочери совпадают с ее психофизиологическими способностями. И она не заблуждается, а четко понимает, что ей нравится, и стремится освоить интересную и подходящую ей профессию.— Думаю, что мне останется взвесить все за и против и принять окончательное решение, в какой вуз и на какой факультет подавать документы. Теперь сделать это станет проще, — подтверждает Диана.
В Республиканский центр проблем человека по предварительной записи можно приехать из любого региона.
— Наше междисциплинарное научно‑исследовательское учреждение объединяет профессионалов различных сфер: психологов, психофизиологов, программистов, инженеров‑разработчиков электронных средств, — рассказал заместитель директора по научной работе этого научно‑методического учреждения Дмитрий Сагайдак. — Для профориентационной диагностики здесь разработан программно‑методический комплекс «ПсихоЭргоТест‑Ш». Он подходит учащимся от 16 лет. Уникальность тестирования заключается в исследовании врожденных задатков человека, предопределяющих успешность его обучения и овладения той или иной профессией. Анализируем нейропсихологические и психофизиологические характеристики, определяющие степень успешности человека в различных видах деятельности, в том числе связанных с экстремальными или специфическими условиями.
Что показал тест?
Что ж, решили проверить этот тест на себе. Итак, нас ждет два часа увлекательного изучения собственных профессиональных наклонностей. Проходим в класс, где расположены компьютеры. Вводный инструктаж и личное сопровождение — в обязательном порядке.Тесты оказались разными по сложности. Они определяют особенности приема и переработки информации, выбор стратегии деятельности, степень устойчивости к острому стрессу, динамику работоспособности, помехоустойчивость, скорость усвоения информации и реагирования на изменение ситуации, задатки эмоциональной стабильности, объем и скорость переключения внимания, уровень коммуникабельности, социальной активности, приоритет внешнего либо внутреннего мира, интересы.
Журналист «СГ» вместе с абитуриентами прошла уникальное тестирование.
— C помощью совокупного анализа данных всех тестов и специфики их прохождения можно получить информацию об индивидуально‑психологических особенностях личности абитуриента, — прокомментировала психолог лаборатории психофизиологии и профессиографии Елизавета Зубакина.
По результатам диагностики мне выдали паспорт (на десять страниц формата А4!), в котором все мои индивидуальные характеристики представлены в графическом и текстовом виде. Паспорт также содержит рекомендации по организации рабочего дня, режиму труда и отдыха, методам восстановления работоспособности, условиям обучения для эффективного усвоения информации, подготовки к экзаменам, личностному самосовершенствованию. В заключение представлен перечень предпочтительных для учащегося профессий с необходимыми комментариями. Отдельными блоками — список профессий, к которым я наиболее склонна, и тех, что вызывают отрицание. Что ж, в моем случае тест подтвердил, что выбор профессии я когда‑то сделала правильный.
Совет от родителей, учителя и самому себе
В центре познакомилась с абитуриентами, выпускниками 9‑х и 11‑х классов. Каждый получил не только печатную версию результатов тестирования, но и возможность задать вопросы психологу.— Многим удается определиться с выбором, — отметила Елизавета Зубакина. — Бывало: у абитуриента отличные задатки, например, в математике, а профессии, связанные с ней, вызывали отрицание. И тут очень важно было проговорить этот момент. Выяснялось, что интерес и способности к науке были всегда, но отсутствовала нужная коммуникация с учителем‑предметником. Но самое главное, что я рекомендую абитуриентам, — это прислушиваться к себе. Не всегда можно сделать с первого раза тот самый верный выбор, но шансов куда больше, если слышать себя, а не гнаться за модой, внешними впечатлениями.
Как быть, если нет возможности пройти профессиональное тестирование? Можно разобраться в приоритетах, если честно ответить себе на несколько вопросов, советуют психологи. К чему у меня лежит душа? Смогу ли я поступить на эту специальность? Есть ли спрос на мою профессию на рынке? Если сможете совместить — хочу, могу, надо, то велика вероятность, что выберете профессию на всю жизнь.— Дружеские связи в школьном возрасте также могут существенно повлиять на выбор профессии, взгляды на жизнь и личные предпочтения друзей и сверстников, — отметила психолог. — Но если пойти учиться за компанию, есть риск, что через год‑два, а то и позже придет понимание того, что ты не в том месте, где мог бы в полной мере раскрыть свои таланты и способности. Тогда в лучшем случае придется осваивать новую профессию, в худшем — «подписаться» на нелюбимую работу. Это чревато потерей самого дорогого ресурса — времени.
— Нельзя оставлять без внимания мнения учителей, классных руководителей. Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной деятельностью школьников, опытный педагог видит не только внутренние проявления человека, но и интересы, способности и уровень подготовленности учащихся, — подчеркивает Елизавета Зубакина. — Совет учителя, к которому есть доверие, не будет лишним.
ОДИН ВОПРОС «СГ»
Как выбрать профессию?
Учитель русского языка и литературы Сновской средней школы, заслуженный учитель Беларуси Инна ВИННИК:
— Когда училась в школе, на похвальных листах, которые вручали отличникам, была цитата А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Эта фраза о самых разных аспектах воспитания, но к профессиональной ориентации, на мой взгляд, имеет самое прямое отношение. Многие выпускники, как показывает опыт, выбирают педагогическую профессию благодаря любимому учителю или учебному предмету, в котором они были успешны. Педагог, врач, инженер — профессии, которые учащимся знакомы и понятны с детства. Вряд ли можно встретить пятиклассника или даже восьмиклассника, который хотел бы стать логистом или заниматься компьютерной лингвистикой. Чтобы сделать такой выбор, необходимо целенаправленно изучать рынок профессий, одного жизненного опыта маловато.
В нашей школе с 2015 года возможно обучение в педагогических группах и поступление по результатам собеседования и защиты портфолио. Свыше 40 учащихся за это время «примерили» на себя роль учителя, больше половины выбрали эту профессию, четверо уже работают в родной школе. Многие останавливаются на профессии своих родителей, так как знакомы с ними не понаслышке, представляют распорядок дня, особенности оплаты труда. Часто родители советуют профессии знакомых и родственников, которые остались довольны своим выбором. Учитель‑предметник, классный руководитель видят сильные места ребенка, его способности и увлечения, могут помочь родителям советом.
Главный агроном КСУП «Совхоз Коммунист» Ельского района Андрей МЕЛЕЩЕНКО:
— С детства планировал связать судьбу с сельским хозяйством. Поступил в Полесский сельскохозяйственный техникум, а затем в БГСХА в Горки. В академии я получил второе высшее образование, что позволило значительно расширить кругозор и подняться по карьерной лестнице. Ни разу не пожалел о своем выборе и рад, что в свое время меня поддержали родители. А сейчас мои дети также выбрали две нужные профессии — врача и инженера. А свою жену я, кстати, встретил во время учебы.
rovdo@sb.by