Александр Лукашенко:
— Мы сделали отечественное образование по‑настоящему народным достоянием. Сделали его качественным и доступным каждому. И каждый год, как вы помните, мы на уровне Президента постоянно возвращались к вопросам образования. Для чего? Чтобы каждому, где бы он ни жил — в маленькой деревеньке, в районном центре или в Минске, — создать равные условия для поступления. Чтобы все детишки — и механизаторов, и учителей, и врачей, и руководителей — имели равные условия. Не случайно растет количество иностранных студентов. В этом году у нас обучаются свыше 30 тысяч. Это в три раза больше, чем 15 лет назад. И не случайно Беларусь стоит в одном ряду со странами, достигшими высокого уровня образования.
24 апреля 2024 года, из выступления на заседании VII Всебелорусского народного собрания.
— Мы сделали отечественное образование по‑настоящему народным достоянием. Сделали его качественным и доступным каждому. И каждый год, как вы помните, мы на уровне Президента постоянно возвращались к вопросам образования. Для чего? Чтобы каждому, где бы он ни жил — в маленькой деревеньке, в районном центре или в Минске, — создать равные условия для поступления. Чтобы все детишки — и механизаторов, и учителей, и врачей, и руководителей — имели равные условия. Не случайно растет количество иностранных студентов. В этом году у нас обучаются свыше 30 тысяч. Это в три раза больше, чем 15 лет назад. И не случайно Беларусь стоит в одном ряду со странами, достигшими высокого уровня образования.
24 апреля 2024 года, из выступления на заседании VII Всебелорусского народного собрания.
Настроение у выпускников Витебской области отличное. На пункты сдачи испытаний в Витебском государственном технологическом университете ребята прибыли бодрыми и нацеленными на высокие результаты.
В едином ритме
Первые испытания проходили 27 мая синхронно по всей стране. В Витебской области, например, ЦЭ сдавали в 22 пунктах и параллельно в четырех из них — еще и ЦТ. Один из них был создан в Витебском государственном технологическом университете. По словам председателя комитета госконтроля Витебской области Владимира Годяцкого, для безопасной и справедливой экзаменации созданы все условия.К ВГТУ выпускники, в том числе прошлых лет, начали съезжаться больше чем за час до начала испытаний. Кого-то привозили на автобусах централизованно, кто-то добирался сам. Им предстояло еще разобраться, в каком корпусе сдавать тестирование или экзамен. Но служба безопасности, проверяя паспорта и пропуска, четко регулировала процесс.
Одиннадцатиклассница СШ № 31 Витебска Полина Семенова ни о чем не переживала:
— Намерена поступать в медицинский университет на лечебный факультет по целевому направлению. Уверена, все будет хорошо!..
В тени раскидистых елей своих подопечных ожидала классный руководитель 11-го класса Бабиничской средней школы Витебского района Ольга Семеш:
— Привезла на экзамен в ВГТУ 14 человек: 12 одиннадцатиклассников и двоих экстернов — взрослых, по каким-то причинам в свое время не получивших среднего образования. Среди них есть женщина, у которой сегодня сын-девятиклассник пошел на консультацию.
Ольга Семеш и ее ученики Владимир Крюков и Семен Гончаров.
Пока говорили с Ольгой Юзефовной, подошли ее ученики. Владимир Крюков сдавал английский язык, он ему нужен для поступления в институт МВД, Семен Гончаров — биологию. По стопам мамы парень собирается поступать в медколледж на фельдшера-акушера, помощника врача. Семен отметил, что для него централизованный экзамен оказался легче, чем репетиционный. А одиннадцатикласснице СШ № 33 Витебска Виктории Велюга, наоборот, ЦЭ по биологии показался намного сложнее, чем РТ:
— Другая формулировка вопросов, из-за волнения накручиваешь себя, путаешься. Хоть было трудно, но, думаю, написала правильно. Пока еще нет полного понимания, что это был экзамен, от которого зависит будущее. Планирую поступать на психолога в Витебский государственный университет имени Машерова.
Как рассказала заместитель председателя организационной комиссии ВГТУ Екатерина Гончарова, из 1236 школьников, зарегистрированных на ЦЭ, не пришли двое — заболели:
— Для таких случаев предусмотрен резервный день. На ЦТ зарегистрировались 326 выпускников прошлых лет, а пришли только 277. Если они захотят сдать ЦТ в резервный день, должны документально подтвердить причину отсутствия в основной. Узнать результаты ЦЭ и ЦТ на сайте РИКЗ можно будет по серии и номеру паспорта и номеру бланка ответов.
Этапы большого пути
Чем отличается нынешняя вступительная кампания от предыдущих, какие новшества введены? За разъяснениями мы обратились к начальнику главного управления профессионального образования Министерства образования Сергею Пищову.— Вступительная кампания фактически началась с февраля, когда в 21 региональном вузе завершились университетские олимпиады по учебным предметам. Около 1 тысячи победителей, обладателей дипломов I, II, III степени, были рекомендованы к зачислению без вступительных испытаний.
Среди особенностей вступительной кампании 2024-го нужно отметить несколько моментов. Скорректированы сроки регистрации и проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования. Связано это с необходимостью создания равных условий для абитуриентов — нынешних выпускников учреждений общего среднего образования и выпускников прошлых лет, выпускников колледжей.
Обновлен и расширен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей: педагогических, инженерных, сельскохозяйственных и ряда других. В прошлом году в список были включены 53 наименования, теперь их 69. Это позволит, в частности, расширить возможности поступления без вступительных испытаний выпускников-медалистов школ, обладателей дипломов с отличием колледжей, победителей республиканских и областных олимпиад. Существенно расширены возможности для поступления таких ребят в региональные вузы. Практически на все специальности они могут быть зачислены без вступительных испытаний. Выпускники Национального детского технопарка, при наличии рекомендации наблюдательного совета, также имеют возможность поступать в университеты без вступительных испытаний на широкий перечень специальностей. По такой же схеме, при условии отличной учебы, имеют возможность поступать в свои вузы выпускники университетских лицеев.
«Заочка» не для всех
Установлены единые подходы при поступлении на заочную форму получения образования — как на платной основе, так и за счет бюджетных средств: выпускникам школ нужен стаж работы по избранному профилю не менее десяти месяцев, выпускникам колледжей —специальность или работа по избранному профилю.— Заочная форма получения образования изначально предусмотрена именно для работающей молодежи, — поясняет Сергей Пищов. — То есть специалистов, которые окончили колледжи, получили среднее специальное или профессионально-техническое образование и хотели бы расти, с одной стороны, профессионально на своем предприятии, а с другой — приобрести дополнительные навыки и компетенции. Стоит отметить, что в нынешнем году отмечается рост желающих поступить в вузы на заочную сокращенную форму получения образования (для выпускников колледжей).
Госзаказ на кадры
— Сергей Николаевич, каким образом формируются цифры приема в вузы и колледжи?— Структура приема, а также цифры в разрезе специальностей как за счет бюджета, так и на платной основе, формируются исходя из перспективной потребности в кадрах организаций экономики и социальной сферы. Информация о перспективной потребности заказчиков в кадрах аккумулируется в автоматизированной информационной системе формирования заказа на подготовку квалифицированных кадров для всех отраслей экономики «Госзаказ и прием». Ежегодное формирование плана приема — результат совместной работы Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики, других заинтересованных ведомств, руководства вузов и колледжей.
В нынешнем году план приема на бюджет в вузы увеличен почти на 3 тысячи человек. Это как раз связано с необходимостью обеспечения квалифицированными кадрами по ряду специальностей.
Вижу цель — не вижу препятствий
— В последние годы уделяется большое внимание целевой подготовке. В чем здесь государственный интерес и выгода для абитуриентов?— В настоящее время утвержден план приема на условиях целевой подготовки, за исключением педагогических специальностей (количество мест на них будет утверждено до 1 июня). В вузы планируется принять 4,6 тысячи целевиков, в колледжи — 5,3 тысячи, в обоих случаях на тысячу больше, чем в 2023 году.
Цифры приема по целевой подготовке формируются в зависимости от количества заявок, которые подают предприятия. То есть рост объективен и обоснован. К тому же это выгодно для всех сторон. Молодые люди имеют гарантированное место работы, предприятия получают требующихся специалистов. В процессе обучения студенты-целевики осваивают программу с уклоном на нюансы сферы, где они будут трудиться: происходит индивидуализация образовательного процесса. Государство тоже в выигрыше, поскольку обеспечивает потребность в кадрах. Кстати, по ряду специальностей, например, медицинских, до 80 % набора — именно целевики.
Подчеркну, что поступление на условиях целевой подготовки — не льготная траектория, как ошибочно считают некоторые. Наоборот, заключение договора является ответственным шагом как со стороны абитуриента, так и предприятия. Тем более что в нынешнем году правила приема целевиков несколько скорректированы. В частности, по большинству специальностей (исключая востребованные экономикой, а также сельскохозяйственные) введен нижний порог среднего балла документа об образовании — не ниже 7.
Формат приема целевиков такой же, как и в 2023-м: вынесен за рамки основной приемной кампании и пройдет с 27 июня по 12 июля. Напомню, что они сдают одно внутреннее вступительное испытание в устной или практической форме в УВО по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания. Для тех, у кого не получится поступить (не нужно забывать, что среди абитуриентов-целевиков будет конкурс на место), есть возможность попытаться сделать это на общих основаниях с 12 июля.
Вступительная кампания в активной фазе — абитуриенты сдают тесты, не за горами подача документов. Новации нынешнего года направлены на создание максимально комфортных условий и обеспечение равных возможностей для всех поступающих.
— Каким образом найти будущего работодателя?
— Схема проста. Допустим, если абитуриент живет в областном центре и ему хотелось бы работать в ОАО «Гомсельмаш», нужно пойти на предприятие и озвучить свое желание. Если он как будущий работник устроит руководство, не должно возникнуть проблем с заключением договора о целевой подготовке. Достаточно эффективно и результативно на всех стадиях, начиная со школы, проводится профориентация. Оценив преимущества этой схемы, ее активно используют работодатели. Например, в марте во время единого дня открытых дверей только в вузах было представлено более 900 предприятий.
— В чем преимущества получения образования в Беларуси и насколько оно популярно у иностранцев?
— В наших вузах обучаются около 30 тысяч граждан из более 110 стран. Много студентов из России и Китая, активно развивается направление дальней дуги — все шире представлен Африканский континент. Их привлекают качество белорусского образования, разумная и обоснованная стоимость, практикоориентированность. С первого курса будущие специалисты погружаются в сферу своей профессиональной деятельности. Созданы и постоянно модернизируются центры компетенций, где собраны профессорско-преподавательский состав, современное оборудование, учебно-методическое обеспечение. Значимые результаты в данном направлении достигнуты в колледжах — существует 52 таких центра, и ребята со всех родственных специальностей проходят там обучение.
— Начало взрослой жизни — очень ответственный момент. Как не ошибиться в выборе профессии?
— Выбирать надо с учетом своих интересов и способностей. Сегодня любая отрасль нашей экономики и социальной сферы достаточно развита и позволяет молодому человеку максимально реализоваться. Но, конечно, для этого нужно получить максимальный объем знаний, отучившись в вузе или колледже. Если настроиться на серьезную кропотливую работу, успех будет обеспечен.
Игорь ПЕТРИШЕНКО, заместитель Премьер-министра Беларуси, председатель государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения всех этапов вступительной кампании 2024 года:ЦЭ И ЦТ В ЦИФРАХ
— Cовмещение итоговой аттестации за среднюю школу и централизованного тестирования — это меньшая нагрузка на выпускников, это концентрация знаний и более качественная подготовка к итоговой аттестации. Мы будем дальше идти этим путем, совершенствовать программы с точки зрения подготовки ребят как в школах, так и в колледжах. Мы систему не планируем менять, общество должно это четко осознавать. Ребятам следует спокойно готовиться по всем направлениям и качественно усваивать школьную программу.
Юрий МИКСЮК, директор Республиканского института контроля знаний:
— Вопрос соответствия заданий ЦЭ и ЦТ школьной программе постоянно задается и постоянно контролируется. Из года в год задания проходят не только нашу, но и внешнюю экспертизу — есть группа экспертов. Тестовые задания соответствуют базовому уровню школьной программы для того, чтобы все могли быть в равных условиях. Нет никаких задач со звездочкой. Более того, методист по любому заданию может сказать, в каком учебнике, в каком параграфе, на какой странице содержится ответ на конкретный вопрос. По каждому предмету есть подробные спецификации, они опубликованы.
Андрей ИВАНЕЦ, министр образования:
— Мы смотрим на наших выпускников и принимаем все необходимые меры для того, чтобы снизить на них нагрузку, создать им необходимые комфортные условия, и в том числе учитываем пожелания наших педагогов и родительской общественности.
В целом по республике первый централизованный экзамен прошел при высокой явке. Сдали его 55 516 выпускников. 151 человек не явился — это менее чем 0,3 % от общего количества, что существенно ниже прошлогоднего показателя. Больше всего зарегистрированных было по математике (35,4 %), биологии (18,1 %) и обществоведению (15,5 %). Из аудиторий были удалены шестеро учащихся, трое из них — за использование мобильного телефона, двое — за наличие шпаргалок и один — за вынос задания из аудитории. По состоянию здоровья не завершили тестирование восемь учащихся.
Как сообщает телеграм-канал Министерства образования, на первое ЦТ 27 мая зарегистрировались 7593 абитуриента. Больше всего — на математику (21,3 %), английский язык (20,2 %) и историю Беларуси (13,8 %). Сдавали ЦТ 6627 человек — 966 из зарегистрированных не явились. Удаленных из аудиторий не было, один человек не завершил испытание по состоянию здоровья.
По словам директора Республиканского института контроля знаний Юрия Миксюка, в общей сложности на централизованное тестирование записались около 54,9 тысячи абитуриентов. В топе английский язык — 14,4 тысячи, следом идут физика — 13,4 тысячи, математика — 9,5 тысячи, русский язык — 9,4 тысячи. Пятерку лидеров замыкает история Беларуси — 7,5 тысячи. В прошлом году на первом месте была физика, а на втором — английский.
В ТЕМУ
В Министерстве образования, всех вузах и колледжах организованы горячие телефонные линии по вопросам приема. После ребрендинга и наполнения актуальным содержанием активно работает единый республиканский сайт «Абитуриент». Ведется и регулярно обновляется телеграм-канал Минобразования, обновлены соответствующие разделы сайта министерства, создана специальная рубрика «Абитуриенту-2024». Информация представлена в современном виде с использованием QR-кодов и ссылок на информационные источники учреждений образования. Абитуриенты, используя инструкцию «3 шага для поступления», могут выбрать вуз, специальность, зарегистрироваться в личном кабинете для дальнейшей подачи документов в учреждение образования.
У граждан Российской Федерации появилась возможность поступления в белорусские вузы на очную (дневную) форму за счет средств республиканского бюджета по результатам единого государственного экзамена. При этом результат ЕГЭ должен быть не менее 70 % от максимального значения.infong@sb.by