Холдинг «Белресурсы», в состав которого входят 17 открытых акционерных обществ, — ключевой игрок на рынке сырья и материалов, а также сбора и переработки вторичных материальных ресурсов. Более того, по переработке отдельных видов ВМР он и вовсе является лидером, что подтверждают цифры, которые по результатам работы предприятий холдинга, как правило, стабильно высокие. Например, за январь — май текущего года обеспечено не только выполнение всех доведенных ключевых показателей, но и по большинству параметров достигнута положительная динамика. Об инвестиционных проектах, планах, модернизации и работе в условиях введенных санкций «Р» рассказал генеральный директор холдинга Павел Семенюк.
Стратегия — на производство
Буквально десять лет назад управляющая компания по большей части специализировалась на оптовой торговле товарами материально-технического снабжения — это сухая и наливная химия, металлопрокат, строительные материалы и другие. Но после того как в 2013 году в процессе создания холдинга к нему присоединились Борисовский завод пластмассовых изделий (ОАО «БЗПИ»), Барановичский завод по производству стиральных порошков (ОАО «Бархим») и завод по выпуску одноразовых шприцев и других медицинских изделий (ОАО «Медпласт»), здесь задумались об организации производства собственной продукции на предприятиях, которые в основном специализировались на крупных оптовых поставках сырья.— Почему решили развивать эти производства? Объясню на примере предприятия «БЕЛХИМ», — говорит Павел Семенюк. — Оно является крупным оптовым продавцом полимерного сырья, которое в дальнейшем покупали производственные предприятия. С учетом высокой конкуренции, когда спрос зачастую превышает предложение, это не приносило большой прибыли. Возник логичный вопрос: почему бы нам не производить самим? В результате оптово-торговое предприятие трансформировалось в промышленное.
Павел СЕМЕНЮК.
В июле 2020 года в ОАО «БЕЛХИМ» был приобретен производственный комплекс с комплектом оборудования для производства полиэтиленовой стретч-пленки, что позволило заместить на белорусском рынке аналогичную импортную продукцию, а также значительно увеличить экспортную составляющую холдинга.
Таким образом, сейчас в холдинге делают особый упор на развитие собственных производств.
— В холдинге десять промышленных предприятий и семь торговых. Нами была подготовлена стратегия развития холдинга: создание новых производств на базе оптовых предприятий, а также поддержание и расширение существующих производств. Другими словами, мы решили сами выпускать и продавать свой продукт, — добавляет Павел Евгеньевич.
Открывая новые горизонты
Сейчас на одном из самых крупных промышленных предприятий холдинга — ОАО «БЗПИ» в Борисове — создано новое производство по переработке вторичных полимерных отходов, освоен выпуск вторичных полимеров. За счет использования вторичной гранулы, которая начала производиться на заводе, значительно снизили себестоимость продукции, не говоря уже об экологическом факторе. А чтобы начать создавать конкурентную продукцию посредством экономии сырья и электроэнергии, здесь проводится модернизация — устаревшее оборудование заменяют на современное.— БЗПИ производит трубопроводные системы, трубы и фитинги, которые отвечают требованиям международных и отечественных стандартов, полиэтиленовую пленку, изделия из пластмассы, полимерную тару для предприятий пищевой, химической промышленности, разноцветные пластиковые контейнеры, предназначенные для раздельного сбора мусора на улицах наших городов, — перечисляет гендиректор холдинга.
Помимо этого, технические моющие средства ОАО «БЗПИ» и ОАО «Бархим» используют гиганты автомобильной промышленности, а бытовая химия потребительского сегмента известна также за рубежом своими высокими качественными характеристиками, не уступающими мировым брендам.
Слесарь-ремонтник ОАО «Бархим» Игорь Мойсеенко знает толк в моющих средствах.
— У нас есть дочернее предприятие — ОАО «ЭЛЕКТРУМ». Одним из главных направлений его деятельности являлось производство домофонных систем и систем контроля доступа, — Павел Семенюк продолжает рассказывать о компаниях — производителях холдинга. — С течением времени спектр выпускаемой продукции был расширен, стартовал выпуск медицинского оборудования. В перечне появились предназначенные для медицинских учреждений очистители воздуха, которые убивают бактерии и вирусы. Это новое направление, которое стало развиваться в период распространения коронавируса. Сейчас «ЭЛЕКТРУМ» расширяет ассортимент производимой продукции, планирует изготавливать линейку облучателей-рециркуляторов ультрафиолетовых бактерицидных «Ареса-3», которая вышла на новый современный уровень. В условиях пандемии данные изделия пользуются повышенным спросом, и я думаю, что это довольно перспективное направление.
Не менее востребована и продукция предприятия «Медпласт». В декабре прошлого года здесь завершили внедрение проекта по разработке одноразовых контейнеров для сбора образцов венозной крови (вакутайнеров) и одноразовых держателей для игл.
Оператор автоматических линий упаковки Жанна Жукова.
— До этого в Беларуси выпуск подобных изделий не производился, — обращает внимание глава холдинга. — Сегодня же ОАО «Медпласт» может производить более 160 видов пробирок разного размера, объема и наполнения, которые соответствуют уровню мировых стандартов. Причем наше производство может как полностью обеспечить потребность в этой продукции белорусских потребителей, так и реализовывать ее за пределами страны — большой интерес проявляют российские покупатели.
В настоящее время «Медпласт» полностью удовлетворяет потребность страны в одноразовых инъекционных шприцах номинального объема 2, 5, 10, 20 мл, туберкулиновых и инсулиновых шприцах объемом 1 мл. Завод также выпускает микропробирки полимерные, контейнеры пластмассовые, держатели и постоянно расширяет свой ассортимент.
Сбор и переработка
В холдинге всегда стремятся более эффективно подходить к вопросам заготовительной деятельности вторичных материальных ресурсов.Так, восемь дочерних компаний холдинга (основными видами деятельности которых являются выпуск продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и оптовая торговля) и одна специализированная организация (ОАО «Белвторресурсы») занимаются сбором вторичных материальных ресурсов: отходов бумаги и картона, стекла, полимеров, резиносодержащих отходов, а также лома и отходов черных и цветных металлов. Кроме того, четыре общества холдинга перерабатывают полимерные и резиносодержащие отходы, осуществляют промышленную сортировку смешанного тарного стеклобоя.
— В этом году после передачи акций и включения в состав холдинга открытого акционерного общества «БелВТИ» у нас появится новый вид сбора и переработки — бытовая техника, батарейки, лампочки. Получается довольно широкий спектр перерабатывающей промышленности вторичного сырья. А для того чтобы данное производство работало эффективно, его нужно этим сырьем загрузить. Поэтому мы активно трудимся над системой развития объемов сбора вторичных материальных ресурсов, — сообщает Павел Евгеньевич.
И снова факты подтверждают цифры: если в 2012-м в холдинге было около десяти приемо-заготовительных пунктов, то сегодня их работает более 160. В последние годы организации холдинга «Белресурсы» динамично развивают сбор вторичных материальных ресурсов, и тем самым увеличивается доля в общем объеме сбора в нашей стране.
— Приведу некоторые данные. За 2021 год доля организаций холдинга «Белресурсы» в общем республиканском объеме сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов у физических лиц превысила 7 процентов, в том числе мы закупаем около 14 процентов стеклобоя, 10 процентов отходов полимеров, 20 процентов резиносодержащих отходов и 81 процент отработанных масел. По вторичному металлолому мы ежегодно приобретаем у населения свыше 50 тысяч тонн лома и отходов металлов. Только за 2021-й переработано 99,5 тысячи тонн вторичных материальных ресурсов, — продолжает глава «Белресурсов».
Инвестиции в деле
За последние пять лет организации холдинга инвестировали в производство более 50 миллионов рублей.— Гродненское открытое акционерное общество «Белвторполимер» в этом году завершило реализацию проекта по технической модернизации существующего производства полимерных регранулятов. Конечным продуктом в результате станет высококачественная вторичная гранула композиционного полиэтилена. Она может быть использована в производстве изделий методами литья под давлением, экструзии, экструзии с последующим раздувом, вакуум-формирования, прессования, навивки, а также применяться в производстве песчано-полимерных изделий, кровельных материалов, изделий из пластмасс, — информирует Павел Семенюк.
ОАО «БЕЛХИМ» планирует запустить производство картонных втулок и тубусов, которые являются популярным расходным материалом в производственных компаниях. Картонные спиральные втулки используются в разных отраслях промышленности для намотки материалов, бумаги, картона, пленок, скотча. Также данное предприятие планирует в IV квартале начать выпуск полиэтиленовых пакетов различного назначения с использованием в качестве сырья вторичного полиэтилена, который ранее уходил в отходы, тем самым повышая степень использования отходов до 100 процентов!
— Предприятие «Белпромтара», которое в основном производит гофрированные картон и тару, в этом году обновило часть технологического оборудования и наладило выпуск трехслойного гофрированного картона с типами профиля B и Е, что позволило значительно увеличить ассортимент выпускаемой гофрированной тары. На сегодня модернизация данного предприятия продолжается, что обеспечит в дальнейшем выпуск конкурентоспособной продукции, — делится планами Павел Евгеньевич.
Импорт будет замещен
Политическая ситуация, которая складывается сегодня в мире на фоне санкционного давления недружественных стран, требует оперативного принятия соответствующих мер. Одна из таких — создание площадки импортозамещения на базе Белорусской универсальной товарной биржи. В этом пилотном проекте принял участие и холдинг «Белресурсы». Он считает этот опыт положительным.— Нашими организациями на площадке импортозамещения БУТБ заключены сделки на общую сумму около 100 тысяч рублей. Считаю, что эта площадка развивается в верном направлении и дает возможность организациям холдинга реализовать свою продукцию, а также найти необходимые для обеспечения производственного процесса составные и запасные части для технологического оборудования, — отмечает генеральный директор холдинга.
Но помимо использования площадки БУТБ организациями холдинга принимаются и другие меры по решению проблемы импортозамещения: постоянно проводятся маркетинговые исследования конъюнктуры рынка на предмет наличия аналогов санкционных товаров, сырья и материалов, а также запасных частей к технологическому оборудованию на территориях стран — членов ЕАЭС и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Одновременно ведется поиск указанных товаров через интернет-ресурсы, при посещении специализированных выставок и при участии в переговорах, организуемых Белорусской торгово-промышленной палатой.
Кроме этого, на собственных мощностях участников холдинга организуется производство импортозамещающих товаров.
Время возможностей
Безусловно, ситуация в мире, введенные в отношении нашей страны санкции не могли не отразиться на деятельности предприятий холдинга. Но для них это стало лишь поводом мобилизоваться и с еще большим усердием двигаться вперед.— Поначалу какие-то виды деятельности просели в связи с прекращением поставок определенного сырья из Европы, разрывом логистических цепочек, усложнением отгрузок и получения продукции (сырья). Но мы оперативно компенсировали потери за счет организации поставок из других стран, а также роста объемов по иным видам деятельности. В результате в первом квартале в холдинге не было убыточных предприятий и даже отмечен рост зарплаты, — констатирует Павел Семенюк.
Руководитель считает, что основная цель сегодня — сохранить коллектив, ведь ценность в любом бизнесе — это кадры. К слову, на предприятиях холдинга работают 2,5 тысячи человек.
— Поскольку у холдинга разноплановые виды деятельности, начиная от торговли и заканчивая уникальными производствами, у нас есть технический персонал, инженерная и маркетинговая службы. Работаем по усилению последней, чтобы более успешно конкурировать на рынке и развиваться, — добавляет Павел Евгеньевич. — У нас в холдинге довольно стабильная ситуация. Определенные сложности, конечно, есть, и мы продолжаем работать над их решением. Но с другой стороны, открываются новые возможности. Многие зарубежные товары уходят с рынка, а остаются ниши, которые нужно заполнять. Успех зависит от того, насколько оперативной будет реакция по их заполнению. Руководители предприятий холдинга не упали духом и не растерялись в новых, более сложных экономических условиях. Некоторые, наоборот, даже взбодрились и гораздо увереннее смотрят в будущее.
statkevich@sb.by