К чему лежит душа
Интерес к красоте резного дерева у Ивана появился еще в детстве. Выбирая в юности профессию, он решил, что должен заниматься тем, к чему лежит душа. Поступил в художественно-реставрационное училище в Мире. Наряду с обучением студенты занимались реставрацией замка. На одной из практик молодой человек сделал рамы для арочных окон, которые до сих пор установлены в одном из покоев Мирского замка. Тогда же у Ивана Микулко появилось увлечение: он ходил по разрушающимся дворцам и храмам, чтобы сохранить хотя бы для себя оригинальные элементы отделки. Сейчас в его коллекции есть образцы из Мирского замка, Лошицкой усадьбы, щучинского дворца Друцких-Любецких, а также из старинных церквей и костелов. С момента упадка исторических зданий до их реставрации прошли десятилетия. Этого периода хватило для того, чтобы многие интерьерные детали сохранились только у него.
Урок для мастера
Окончив училище, Иван Микулко занялся любимым делом. В деревне Едки, что неподалеку от Лиды, обустроил мастерскую, где не только работает, но и хранит богатое собрание инструментов. Самый старинный экспонат — канадская пила, изготовлена более полутора сотен лет назад. Правда, самым ценным резчик считает необычный топор, острие которого расположено не вдоль, а поперек древка. Когда-то этим инструментом пользовался его дед.
А два года назад скульптор столкнулся с серьезным искушением. Заказчик из Америки пригласил Ивана Микулко в США.
— На тот момент многое хотелось увидеть. Кроме того, я был готов там остаться поработать. Во всяком случае, виза позволяла быть в США полгода. Де-юре я там работать не имел права, но де-факто там нелегально работают большинство эмигрантов из стран СНГ. Я подумал: если найду что-либо интересное по своей части, то останусь подольше. Не насовсем. Изначально, впрочем, не собирался оставаться жить в Америке, рассчитывал вернуться. Конечно, в Нью-Йорке красиво. Гигантские здания, стеклянные фасады — глоток свежего и нового для меня как для художника. В Вашингтоне архитектура уже другая, хотя также впечатляет. Там я застал время цветения сакуры. Незабываемое зрелище. Но… я человек своей земли. Представить себе не могу, как это уехать в чужие края насовсем. Это же больно. Оставить родину на другом конце земного шара и не иметь возможности пройтись по родной земле босиком… Кому-то хватает коротких наездов, а мне — нет. Не хватает.
Тем не менее мастер предпринял несколько попыток зацепиться за Америку именно как специалист своего профиля. Но понял, что с распростертыми объятиями его здесь не ждут. Ручной труд резчика по дереву за океаном стоит баснословных денег, раз в десять дороже, чем в Беларуси. Любителей такого рода творчества не так уж много: сейчас в моде простота и минимализм. Значит, круг потенциальных заказчиков очень узок. Зачастую все клиенты поделены между местными мастерами десятилетия назад. Предложение остаться в Штатах и работать на стройке обычным рабочим Иван Микулко отмел сразу же. Еще один американский знакомый оценил художественный талант Ивана и пригласил трудиться в ювелирную мастерскую. И ему резчик ответил отказом. Было очевидно, что с ходу творческую работу с драгоценным сырьем ему никто не доверит. А годами трудиться подмастерьем, например, чистить формы, имея за плечами солидный возраст, опыт и талант, не хотелось.
— Так что найти работу и зацепиться можно было, — не сомневается Иван Микулко. — Ни чернового, ни физического труда я не боюсь. Только зачем? Чтобы заработать сколько-то долларов, каждый день переступая через себя? Если ты привык заниматься любимым делом — это не вариант. И знаете… Когда вернулся домой и взял в руки дерево, то понял, как здорово, что не променял это чудо, эту радость на рутинный процесс зарабатывания денег. Великое счастье, когда человек умеет что-то делать хорошо и может себя реализовать. Здесь я уже вработался, меня знают, ценят. Можно сказать, что поездка заставила меня еще больше полюбить свое дело, свою родину. Именно так надо жить, а не искать счастье где-то там, за кордоном.
Настоящие ценности
Счет деревянным изделиям мастера идет на сотни. Спрос есть, несмотря на то что Иван Микулко специализируется на монументальном искусстве, вырезая скульптуры из четырехметровых дубовых бревен почти метрового диаметра.
— Хотя процесс это непростой, еще не готов перейти на мелкие сувенирчики. Этим займусь в более почтенном возрасте. А пока в свои 54 года способен на большее.
Для всех изделий Иван Микулко обязательно сначала готовит эскиз. Только после того, как на уменьшенной пластилиновой копии удается создать искомый образ, приступает к дереву. Вначале в ход идут бензопилы — от профессиональной до мелких. Потом топоры, стамески — от больших до маленьких. Создать скульптуру из одного бревна — неделя-две. Самое сложное — оживить произведение, придать ему динамику. Для этого необходимо нарастить объем за счет дополнительных элементов. Это уже дольше. Например, лося, тянущего сани, для резиденции Деда Мороза мастер делал больше месяца.
charovskaya@sb.by