«Мы как будто параллельно живем в двух мирах – виртуальном и реальном». Кто они – поколение Z?
Последние, но первые
Есть и еще кое-что – то, что обычно называют громким словом «свобода». Поколение Z старается как можно раньше получить автономию во всех сферах жизни – от финансов (очень многие начинают подрабатывать еще в средней школе) до личных суждений: мы не боимся спорить с родителями или учителями, если думаем, что те не правы.
Впрочем, идеализировать нас тоже не стоит. Проблема номер один – цифровая зависимость. Подсчитывали ли вы, сколько часов в день проводите за компьютером или смартфоном? Лично я – около пяти: смотрю видео и сериалы, сижу в соцсетях. Проблема номер два – это хаос. Большое количество информации из разных источников, причем не всегда достоверной, требует постоянной обработки и перегружает мозг.
Но, несмотря на все нюансы, я рада, что родилась именно в этот период. У поколения Z гораздо больше возможностей по сравнению с «иксами» и «игреками», так как прогресс ушел намного вперед. Нужно лишь научиться держать баланс между реальностью и виртуальностью. У меня пока вроде получается. А у вас?
Юлия Харланова, ученица 10-го класса средней школы № 41 Минска
КОМПЕТЕНТНО
Оксана Гречная, психолог:
– Часто замечаю, что из-за общения в социальных сетях представителям поколения Z бывает сложно находить общий язык с людьми в реальном мире. И это объяснимо, ведь написать сообщение «ВКонтакте» намного проще, чем подойти и поговорить. Чтобы избежать проблем в будущем, родители должны с детства объяснять и показывать ребенку, как правильно заводить знакомства. И не спешить вручать детсадовцу смартфон. Гораздо лучше лишний раз отвести его на детскую площадку: общаясь со сверстниками, малыш учится взаимодействовать, контролировать свои эмоции – все это важные навыки для нормальной жизни в обществе.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются практически все «зеты», – клиповость мышления. Из-за постоянного мелькания информации они привыкли не задерживаться на одной картинке или новости больше восьми секунд. В итоге сосредоточиться на чем-то большем (например, на главе из учебника) им непросто. И это замечают не только психологи: многие преподаватели все чаще жалуются на рассеянность школьников, их неспособность выражать собственные мысли. Чтобы этого избежать, необходимо периодически устраивать себе дни отдыха от информации: рисуйте, общайтесь, фотографируйте – словом, делайте все, что не требует нахождения онлайн.
Екатерина ГРЕЧНАЯ, ученица 11-го класса гимназии № 11 Минска
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.