* * *
С будущей профессией определилась довольно рано: у родителей сохранилось домашнее видео из детского сада, где я всерьез заявляю, что мечтаю стать врачом-хирургом. К этой цели шла с завидной настойчивостью. Необходимые для поступления в медуниверситет химию и биологию штудировала в профильном классе лицея № 2 Минска, который окончила с золотой медалью. Еще во время учебы в нем неоднократно участвовала в городских конкурсах по оказанию первой медицинской помощи. Наша команда постоянно занимала первые либо призовые места.
Годы, проведенные над учебниками, не прошли даром: я поступила на бюджетное отделение Белорусского государственного медицинского университета. В вузе привычку выкладываться по полной не бросила. На 2-м курсе, чтобы поскорее стать медсестрой, прошла досрочную практику в хосписе, после чего меня приняли на работу в кардиохирургическое отделение РНПЦ «Кардиология». Три года, проведенные в этом учреждении, подарили богатую медицинскую практику и полезный опыт. По совместительству трудилась в реанимации частной клиники – легких путей искать не привыкла.
* * *
Погрузившись в исследовательскую деятельность (сегодня на моем счету около 20 научных работ и статей), выиграла грант на обучение в Манчестерском университете. Чтобы отправиться туда на учебу на летних каникулах, досрочно сдавала сессию в БГМУ. Интересно, что в Англии принят более доверительный стиль общения преподавателей и студентов. Неформальные встречи профессоров и молодежи там обычное дело. Сегодня, являясь ассистентом кафедры общей хирургии БГМУ, я также поощряю студентов к тому, чтобы они не боялись звонить мне по учебе в нерабочее время и задавать вопросы из смежных дисциплин. Уверена: преподаватель может лишь направить студента, задать ему нужную траекторию обучения, но вложить в голову знания – едва ли. Все зависит от самого человека и его желания учиться. В последние месяцы студенты перешли на дистанционное обучение, поэтому дифференцированные зачеты и экзамены у студентов 2–4-х курсов принимаю онлайн.
* * *
Моим первым рабочим местом после окончания университета стала 3-я городская клиническая больница имени Е. В. Клумова, где и тружусь сейчас. Многому из того, что умею, обязана своим коллегам – заведующему отделением общей хирургии Андрею Анатольевичу Дудко и врачу Александру Александровичу Вальчуку.Работа в хирургии предполагает высокие нагрузки – как физические, так и эмоциональные. К нам поступают на плановые и экстренные операции: удаляем различные грыжи и доброкачественные образования, оказываем помощь при аппендицитах, желудочно-кишечных кровотечениях, черепно-мозговых травмах. Поэтому, когда в апреле наше отделение перепрофилировали под прием пациентов с пневмониями, ассоциированными с COVID-19, мы быстро адаптировались к возросшей нагрузке.
Работать приходится в средствах индивидуальной защиты и специальных костюмах. Это очень сильно выматывает. Значительно увеличилось количество часов, выходим на 13–15 дежурств в месяц. Обычный рабочий день включает изучение анализов, которые выполнялись пациентам, их обход и осмотр. При необходимости корректируем лечение: смотрим на эффективность терапии антибиотиками и, если нужно, назначаем другие препараты. Вызываем смежных специалистов, когда требуется их консультация. Очень много времени и сил отнимает общение с родными пациентов, которые волнуются за них и звонят по телефону. Да и сами заболевшие чаще всего напуганы: чтобы успокоить их, нужно адекватно оценить состояние здоровья и объяснить, как будет протекать лечение. Многие полагают, будто вызванная коронавирусом пневмония у молодых протекает легче, чем у пожилых. В действительности все очень индивидуально и зависит от сопутствующих патологий, клиники заболевания, вирусной нагрузки.
* * *
Сложнее всего морально, когда коронавирусной инфекцией заболевают сами врачи. Переживаем за таких коллег, как за родных. Сегодня медики вынуждены самоизолироваться и жить отдельно от семей, чтобы обезопасить их. Со своими родителями я не виделась уже три месяца, хотя и живем в одном городе. Необходимые вещи либо продукты заказываю им через службы доставки. Большим подспорьем для меня и коллег стала помощь городских кафе и ресторанов, которые готовят бесплатные обеды для медиков: из-за нагрузки порой не хватает времени, чтобы поесть, не то что приготовить.Каждый летальный исход пациента врач пропускает через себя. Я не исключение: учусь эмоционально справляться с такой ситуацией, но это всегда непросто. Беседуя с родственниками умершего, важно правильно и тактично ответить на вопросы, рассказать, какая помощь была оказана.
Стресс снимаю на тренировках по боксу и в тренажерном зале – полезно для фигуры и дает необходимую эмоциональную разгрузку. Стараюсь посещать их 2–3 раза в неделю, однако заведенному графику не всегда удается следовать. Все хорошо в меру, и увлечение не должно быть в ущерб работе.
Порой сожалею, что в сутках всего 24 часа. Многие спрашивают, как мне удается совмещать две работы, написание диссертации и спорт. Признаюсь честно: никакого особенного секрета у меня на этот счет нет. Все в руках человека, и результат зависит лишь от его желания, мотивации и целей.
derzhanovich@sb.by,
Фото Алексея МАТЮША, из личного архива Кристины Бабицкой