Уличные художники больших денег на портретах не зарабатывают.
Услышьте нас!Вообще, он работает учителем по трудовому обучению в одной из школ Слонимского района. На его учительскую зарплату не пошикуешь. А у Словинского ко всему прочему еще и четверо детей — всех накормить-обуть надо. Вот он и решил в свободное от работы время дополнительную копейку заработать. Начал рисовать портреты. Пятнадцать лет назад, когда он впервые вышел с мольбертом на улицу, это было «сладкое» дело. Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель.
— Раньше как было? Захотел поехать на денек в минский парк порисовать, пришел в налоговую, заплатил символическую копейку — и езжай. И так каждый раз. В итоге сколько дней отработал, за столько и заплати. Сидишь дома неделю, вторую, третью — никаких налогов. А теперь обязательно надо заплатить за месяц вперед, и неважно, нарисовал ты десять картин или ни одной. Мы, уличные художники, обращаемся с предложениями об изменении статуса налогоплательщика в различные инстанции, но нас никто не слышит.
Станислав Словинский прислал в редакцию очень эмоциональное письмо. При личном разговоре он тоже слишком возбужден. Видно, что для него это очень важная тема. Но человеку, не посвященному в законодательные хитросплетения, сразу вообще трудно понять, что плохого в том, что надо платить раз в месяц, а не каждый день. Поэтому начнем с самого начала.
Уличные художники, а вместе с ними и специалисты по аквагриму (за них тоже ратует Словинский), чтобы начать легально работать, должны зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели. Налоги надо уплачивать раз в месяц: для разных населенных пунктов и разный размер. Для Слонима, например, где живет наш герой, это 60 рублей. В Минске дороже — около 80. Казалось бы, не такие уж и большие деньги, если один портрет стоит от 10 рублей. Более того, если человек не собирается работать в этом месяце, то и платить налог не надо. Со стороны все выглядит — лучше не придумаешь. На практике, по словам Станислава Людвиковича, иначе.
Летом, не скрывает собеседник, проблем особых нет. Как говорится, высокий сезон. Хорошая погода — собрал котомку и поехал в Минск, в такую пору всегда клиенты найдутся. Можно и в другой какой населенный пункт рвануть, особенно если там отмечают праздник, например День города. У людей хорошее настроение, поэтому всегда найдутся желающие разукрасить свое лицо или нарисовать портрет. Хотя очереди случаются редко.
Известные люди в шаржах Станислава хорошо узнаваемы.
Работа в минус
В общем, рабочих дней в году у уличных художников 30—40, хлебных и того меньше. То есть, например, в июле—августе Словинскому и его коллегам есть смысл заплатить. А в холодные месяцы на улице клиента не найти. Наш герой рассказывает, что в прошлом году решил активно себя рекламировать. В различные агентства, в основном минские, разослал более сотни своих портфолио. Заказ сделали только в одном. Провел и другой эксперимент. В сентябре в родном городе разместил на автобусных остановках рекламу своих услуг, не бесплатно, разумеется. Провисела она там больше трех месяцев, почти до Нового года. Сколько, думаете, клиентов отозвалось? Два. Причем заказ забрал только один.
В общем, считаем заработанное Словинским за сентябрь. Хотя что там считать? Заплатил налог за месяц, отдал за рекламу, а за портрет, нарисованный масляными красками, принесли пятьдесят рублей. Итого — сработал в минус. Какой выход видит наш герой и его коллеги? Вариантов несколько. Минимум — вывести оказание услуг по написанию портретов и нанесению аквагрима из статуса ИП, а налоги платить, как это было раньше, по факту работы. Максимум — отнести эти виды деятельности к ремесленничеству.
Про ремесленничество Станислав Людвикович знает не меньше, чем про ИП. Он же и поделками-сувенирами всякими еще занимается. В год платит 24 рубля налога и спит спокойно. В смысле, отчисления за ремесленничество его карман не тянут. Хотя заработки от этой деятельности большими никак не назовешь. Но главное, что налог посильный и нет никаких препятствий, в отличие от рисования портретов.
— Объясните мне, почему рисование на тарелке считается ремесленничеством, а рисование на бумаге — деятельностью индивидуального предпринимателя? — на эмоциях вопрошает собеседник.
Читайте закон
С этим вопросом он обошел множество инстанций. Ответы сводятся к следующему: «Читайте закон». Далее перечисление указов, статей и т.д. Уличные художники знают их чуть ли не наизусть. Поэтому-то и возникают у них вопросы. Они очень рассчитывали, что рисование портретов внесут в расширенный перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности. Соответствующий Указ Президента № 337 вышел в сентябре 2017-го. Но там пошли навстречу тем, кто производит одежду и обувь из материалов заказчика, штукатурам, малярам и прочим строителям, парикмахерам, мастерам по педикюру-маникюру и многим другим.
— Это же настоящий бизнес, который приносит им хорошие деньги. У нас же творчество, ручная работа, то есть ремесло. Но налоги, как у торговцев на рынке! Мы хотим, чтобы в нас видели художников, а не бизнесменов.
Что же по этому поводу думает Министерство экономики?
— Анализ законодательства позволяет говорить о том, что деятельность художников, то есть написание картин, может осуществляться как в рамках ремесленной, так и в рамках предпринимательской деятельности. Каждый из вариантов имеет свои преимущества.
Понятно, что наиболее привлекательным в ремесленной деятельности представляется сумма уплачиваемого сбора — всего одна базовая величина в год. Но стоит напомнить, что если годовой доход ремесленника превышает эту сумму в 100 и более раз, то придется доплатить 10% от суммы превышения. И если доходы действительно большие, возможно, зарегистрироваться как ИП и платить налог УСН со ставкой 5% без НДС может быть выгоднее.
Другой важный момент: художник, зарегистрированный как ремесленник, имеет право реализации предметов своего творчества в помещениях, используемых для их изготовления, путем пересылки почтовым отправлением, доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (например, с магазинами). К тому же он может рекламировать свои товары в интернете, в том числе в социальных сетях. То есть возможности широкие, но четко очерченные. Но реализовывать свои картины на улице, как это делают уличные художники, рисующие шаржи и портреты на заказ в парках, художник-ремесленник, исходя из законодательства, не может. Так что по этому признаку деятельность уличного художника нельзя отнести к ремесленной.
Ждать и надеяться
Что из этого следует? Станислав Людвикович, как и его коллеги, могут без проблем рисовать дома: приглашать к себе желающих иметь портрет или делать художественную копию фотографии. Собственно, чем Словинский и занимается. При этом абсолютно бесплатно можно рекламировать себя в интернете — все это разрешено ремесленникам. Если же рисуешь на улице и там же продаешь свои картины — никакой ты уже и не ремесленник. Исключительно индивидуальный предприниматель. И никаких других вариантов.
Что остается делать уличным художникам? Ждать и надеяться. Самый обнадеживающий ответ дали в Палате представителей. Председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина: «По поручению Президента в целях комплексной корректировки Налогового кодекса Беларуси создана межведомственная рабочая группа при Министерстве финансов, в состав которой входят и депутаты Палаты представителей. Предложение об изменении статуса уличных художников как налогоплательщиков и порядка уплаты ими налоговых платежей внесено одним из предложений для рассмотрения на заседаниях указанной рабочей группы».
Наша газета будет следить за развитием событий.
stepuro@sb.by