Он снимал всех: от Ленина до Анны Ахматовой, от Герберта Уэллса до безвестных танцовщиц кордебалета. Скромный уроженец Минска Моисей Наппельбаум со своей камерой прочно вошел в быт дореволюционного литературного Петербурга, а затем — высших эшелонов советской власти. Чудом избежал репрессий, хотя не смог уберечь от лагерей родную дочь. Стал классиком мировой фотографии и одним из величайших портретистов — хотя вряд ли ставил себе такую амбициозную цель. В год 150‑летия мастера в Беларуси создали уникальный фотопроект его памяти — сборник раритетов, годами таившихся в тени частных коллекций.
Выставка «Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи» открылась в Национальном историческом музее. Отсюда после 15 октября проект отправится дальше: сперва в Швейцарию, а затем в Санкт‑Петербург. В экспозиции свыше 100 портретов, созданных Наппельбаумом в разные годы, многие выставляются впервые. В большинстве своем это прижизненные оттиски, сделанные самим фотографом, но есть и оттиски, сделанные с негативов уже после его смерти.
— Это первая в Беларуси выставка Наппельбаума такого масштаба, — рассказала куратор проекта Майя Кацнельсон. — В основном все портреты золотого периода его творчества предоставлены Borodulin Collection, одной из крупнейших в мире коллекций классической советской фотографии. Также в экспозицию вошли фотографии минского периода из фондов Национального исторического музея и Национального исторического архива Беларуси, личные документы, которые раньше не были нигде опубликованы.
Белорусские снимки скромны: выпускницы Минской женской гимназии 1907 года и чиновники Минского губернского присутствия; здания — от скотобойни до городской управы. Есть ряд снимков и документов, связанных с ателье Викентия Боретти, располагавшегося на улице Губернаторской в доме Стефановичей, где юный Моисей Наппельбаум обучался искусству фотографии.
Но, конечно, наибольшее внимание притягивают портреты личностей, оставивших след в истории: перед нами ученые, включая академика Льва Ландау и бесстрашного полярника Отто Шмидта, композиторы — гений‑самоучка советский «маршал песни» Василий Соловьев‑Седой и всемирно признанный Дмитрий Шостакович, режиссер Всеволод Мейерхольд и балерина Галина Уланова, кинематографисты Михаил Ромм и Сергей Эйзенштейн. Ну и конечно, вся галерея литераторов Серебряного века: знаменитый портрет Ахматовой — характерный профиль, на голове платок‑чалма, нервное вытянутое лицо Пастернака, улыбающийся в усы Горький, Блок, Есенин, Алексей Толстой, Илья Эренбург… Проходят чередой и деятели советской власти: самый первый художественный фотопортрет Ленина, ставший каноническим, в 1918 году заказали именно Наппельбауму — на выставке можно увидеть оригинал в двух вариантах. Здесь же Буденный, Дзержинский, Сталин, Луначарский, Куйбышев, Жданов. В 1935 году — и это явление беспрецедентное — Моисею Соломоновичу даже присвоили звание заслуженного артиста!
— Не надо думать, что Наппельбаум снимал только писателей и деятелей культуры, он фотографировал всех, — проводит нас по выставке Майя Кацнельсон. — Удивительно, что, хотя многие его герои были в период репрессий объявлены врагами народа и либо сосланы, либо расстреляны, его самого все‑таки не тронули. Но очень многие работы не сохранились, поскольку в ателье приходили и изымали негативы. Возможно, тот факт, что именно Наппельбаум снял первый портрет Ленина, сделал его неприкосновенным до конца жизни. Однако при этом одна из дочерей, поэтесса Ида Наппельбаум, подверглась репрессиям и провела 10 лет в сталинских лагерях.
Один из центральных экспонатов выставки — фотографическая камера Наппельбаума, которая, несмотря на свой 112‑летний возраст, находится в рабочем состоянии. Ее предоставил директор московского культурного проекта «Русс Пресс Фото» Василий Прудников:
— Камера хранилась в редакции журнала «Советское фото», последним редактором которого был Григорий Чудаков — он дружил с Моисеем Соломоновичем. После смерти Наппельбаума камера осталась у него, а мне она досталась после смерти Чудакова, в составе архивов и артефактов журнала перешла в фонд проекта «Русс Пресс Фото».
Именно с помощью этой камеры, которую Наппельбауму изготовили по специальному заказу английские мастера (у него было и несколько аппаратов меньшего формата), был сделан знаменитый портрет Ленина, а также снимки Анны Ахматовой, Максима Горького и Бориса Пастернака.
— Отпечатки большого формата, по всей видимости, сняты именно на эту камеру, — поясняет Василий Прудников, — поскольку ранее фотографии печатались контактным способом.
Выставка в Минске — первый по‑настоящему большой проект, посвященный великому мастеру фотографии. Символично, что начать его путешествие по городам и странам организаторы решили на родине Моисея Наппельбаума.ovsepyan@sb.by