Есть определенная доля истины в том, что вся история человечества — это история войн и вооружений. Издавна люди пытались решать и решали политические, экономические, межнациональные и другие конфликты и противоречия военно-силовым путем. Причем у каждой эпохи было свое оружие и военная техника. До поры до времени их развитие шло постепенно. Настоящий прорыв был совершен в прошлом веке, и этот скачок продолжается до сих пор. На что сегодня делается ставка?
Безудержное развитие скоростей и информационных технологий несколько ослабило внимание к танкам и боевым самолетам. Дескать, в современном бою они не проживут и трех минут, стало быть, и тратить на них ресурсы не имеет смысла. Но это были поспешные выводы. Сегодняшний танк — это целый электронный комплекс, способный стать платформой для боевых роботов. А штурмовики и истребители обретают «второе дыхание» не только благодаря новейшим конструкторским решениям, но и умным авиационным ракетам с лазерными и тепловизионными головками самонаведения (такие, кстати, есть и у белорусских летчиков). Впрочем, наши ученые и оборонщики пошли еще дальше, преуспев в создании беспилотных летательных аппаратов «Беркут», «Кондор», «Буревестник» и других.
Роботизированный огневой комплекс «Берсерк».
— Он имеет на вооружении спаренный четырехствольный авиационный пулемет и способен поражать беспилотники, движущиеся со скоростью до 300 километров в час на дальности до одного километра. В этом году завершаем испытания новых образцов с дальнейшей их поставкой в войска, — рассказал руководитель ООО «БСВТ — новые технологии» Филипп Баранов.
В прошлом году на базе легкобронированного автомобиля создана реактивная система залпового огня «Флейта». Благодаря современной системе автоматизации время развертывания на местности занимает не более 1 минуты, а подготовка к стрельбе — около 30 секунд.
Реактивная система залпового огня «Флейта».
Яркий тому пример — развитие собственного ракетостроения. По мнению военных аналитиков, наша страна входит в двадцатку лидеров по числу реактивных систем залпового огня, способных нанести потенциальному противнику неприемлемый урон. До недавнего времени сильнейшей в этом классе была РСЗО «Смерч». Однако даже самое совершенное оружие рано или поздно морально устаревает, и конструкторам надо постоянно думать о повышении огневой мощи, дальности и точности стрельбы. Так появилась РСЗО «Полонез» белорусской разработки, которая в августе 2016 года была принята на вооружение. Сейчас продолжается создание новых типов боеприпасов к этой системе.
Реактивная система залпового огня «Полонез».
— Работы очень сложные. Это фактически уже космические или аэрокосмические технологии, — утверждает председатель Государственного военно-промышленного комитета Роман Головченко.
В феврале этого года сделан еще один значимый шаг в развитии ракетостроения — проведены первые летные испытания отечественной зенитной управляемой ракеты для ЗРК «Бук-МБ». По словам Романа Головченко, благодаря ей возможности комплекса приблизятся к возможностям других известнейших ЗРК «С-300» и американского «Патриота».
То, что раньше звучало как фантастика, постепенно становится реальностью: гиперзвуковое, лазерное, акустическое оружие… Конечно, разработки в этом направлении могут себе позволить лишь считаные государства. Беларусь не претендует на глобальное лидерство. Но это вовсе не означает, что мы не должны вкладывать в свою безопасность. Ведь на кону суверенитет и независимость страны. Еще в 2016-м, посещая Наземный комплекс управления Национальной системы спутниковой связи и вещания в Дзержинском районе, Президент подчеркнул:
— Ракета сегодня — главная система для обороноспособности. Это то оружие, которое заставляет противника думать, стоит ли сюда совать нос. Свой кусок земли мы всегда защитим. Мы ничего своего не отдадим, но и чужого нам не надо.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:
— Беларусь в отличие от других постсоветских стран смогла за годы независимости не только сохранить научно-производственный потенциал советского ВПК, но и развить его, войдя в плотное взаимодействие с ведущими военно-промышленными кластерами, в первую очередь, Китая. Практика современных вооруженных конфликтов показывает, что наиболее высокий уровень живучести имеют те страны, которые смогли обеспечить себя передовыми ракетными комплексами ПВО/ПРО, системами залпового огня, эскадрильями разведывательных и ударных БПЛА, бригадами многоцелевых бронемашин, а также автоматизированными системами управления войсками, космической разведки и связи.
Современный вооруженный конфликт — это столкновение технологий на расстоянии. Беларусь ведет все необходимые разработки по вышеуказанным направлениям вооружения и военной техники. На постоянной основе военно-техническими структурами осуществляется отлаживание и анализ применения ВВТ (вооружений и военной техники) в различных горячих точках (Афганистан, Ирак, Ливан, Ливия, Сирия), изучаются новые зарубежные прототипы, в оперативном режиме дорабатываются и совершенствуются производимые и принятые на вооружение образцы ВВТ для соответствия вызовам времени.
На современном этапе первоочередное значение для белорусского ВПК имеет повышение автономности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ключевым направлениям ВВТ, а также поставок запчастей и комплектующих, что даст возможность обеспечить независимость страны от зарубежных поставок.
Наличие сильной научной базы и производственных мощностей ВПК — это не только залог безопасности, мира и независимости государства, но и один из ключевых источников национального дохода и экспорта. Неправильно утверждать, что расходы на армию — пустая трата бюджетных денег. Это инвестиции, которые дают значительную отдачу.
Фото Государственного военно-промышленного комитета и БЕЛТА