Точка входа
Тактическая задача для Беларуси в Приморском крае предельно понятна: вырасти в два‑три раза к текущим темпам взаимной торговли. Несмотря на то что с 2019 года товарооборот Минска и Владивостока увеличился вшестеро, расти явно есть куда. Вся торговля нашей страны с Дальним Востоком оценивается в сумму около 300 миллионов долларов. То есть резервы для сотрудничества огромные. Достаточно сказать, что через территорию Приморского края может идти значительная часть торговли с Китаем: порт Владивостока видится точкой, сопрягающей авиационные и автомобильные потоки с маршрутами Транссиба и Северного морского пути. Таким образом,Приморье — фактическая точка входа России в экономику всего Азиатско‑Тихоокеанского региона. Сегодня Приморский край идентифицирует себя как парадные ворота России для внешнеэкономических связей.Для подтверждения этого статуса на Дальнем Востоке идет активное строительство транспортно‑логистической инфраструктуры. Продолжается проектирование и возведение новых портов с общим грузооборотом до 100 млн тонн — Суходол, Вера, Аврора, Коулстар. Создаются так называемые сухие порты, транспортно‑логистические центры, непосредственно связанные с морскими портами. Запланирована модернизация железнодорожной сети региона. И в самом Приморье начата программа ускоренного развития отраслей экономики. В нее включены транспортные, стивидорные инвестиционные проекты, а также необходимая инфраструктура. Исходя из всего сказанного, стратегия Беларуси — увязать программы развития Приморья с собственными интересами и войти в дальневосточные проекты.
Техника взаимодействия
Пока сотрудничество Минска и Владивостока не выходит за рамки традиционных контрактов между муниципалитетами и промышленными предприятиями. Впрочем, темпы развития сотрудничества значительно выросли: за 2023 год в Приморский край поставлено рекордное количество единиц техники — более 220 (без учета лифтового оборудования). Планы на 2024-й — 500 машин.Промышленное сотрудничество и поставки белорусской техники — это номер один нашего взаимодействия.Сейчас в Приморье работает дилер белорусских марок. Еще недавно на месте дилерского центра было голое поле, но, по прогнозам, еще год необходим для упорядочения модели работы и создания акцентированной системы продаж техники. На площадке можно приобрести продукцию МТЗ, МАЗа, «АМКОДОР» и «Бобруйскагромаша». Причин для усиленной работы на этом направлении несколько: во‑первых, программы развития Дальнего Востока уже сегодня требуют повышенных объемов техники. После ухода ряда западных брендов освобождается значительная ниша на рынке. И во‑вторых, как раз по этой причине на дальневосточные объемы всерьез претендует Китай. Поэтому для белорусских производителей ближайшие годы станут определяющими: удастся ли полноценно развернуться в Приморье? Генеральный директор дилерской компании «Минские тракторы» Сергей Климов видит в этой ситуации хорошую возможность:
— Тракторы «Беларус», машины МАЗ и «АМКОДОР» знают в нашем регионе давно. Это техника, которая пользуется спросом при соответствующем гарантийном обслуживании. Люди к ней привыкли. Китайские тракторы и автомобили — конкуренты на сегодняшний день, но мы работаем, конкурируем. И это реально. Не все хорошо у китайских тракторов, и вот этот китайский блеск не всегда практичен.
Хотя это достойный конкурент. Дело в том, что наш рынок насыщен китайскими машинами в интересах всей России. Вы ехали и видели вдоль обочин сотни машин, тракторов, бульдозеров и экскаваторов. Но эта техника для всей России. Поэтому конкуренция вполне возможна.
Дилер завода «АМКОДОР» также видит возможность для более активной работы на дальневосточном рынке. Особенно после ухода западных конкурентов. Например, белорусские машины для лесопромышленного комплекса очень неплохо себя проявили именно в приморских условиях — на крутых подъемах и специфических грунтах. Рынок для предприятия здесь довольно емкий, и его специфика позволяет вполне нормально работать, считает директор ООО «АМКОДОР‑ДОРМАШ‑ДВ» Владислав Войтович:
— Несмотря на расстояние, для белорусов на Дальнем Востоке есть место. Уже сформировался пул потребителей белорусской техники. Видим ряд наших преимуществ: если есть поломка нашей машины, мы запчасти везем пять — семь дней — и они здесь. Китайцы везут по потребности, а мы формируем склад. Вот сейчас мы ожидаем поставку около 60 единиц техники. И под эти 60 единиц у нас формируется ремзона, каждая машина будет изначально снабжена тем, что может сломаться. У Китая граница через речку, доставка может быть быстрой, однако все зависит от таможни. И тот факт, что под брендом белорусских запчастей встречается китайский контрафакт, говорит о нашем качестве.
Новый тяжелый харвестер AMKODOR FH3081 проходит испытания.
В целом тематика продаж белорусских машин на Дальнем Востоке — вопрос весьма непростой. Но с учетом ухода западных конкурентов и хорошей репутации нашей техники возможности открываются большие. Нужно серьезно поработать над созданием и организацией деятельности дилерских структур, считает посол Беларуси в России Дмитрий Крутой:
— В целом дилерская сеть в Приморском крае, вероятно, лучшая на Дальнем Востоке, но в масштабах России объективно недотягивает до нужных нам стандартов. По большому счету все решения, принимаемые на головных заводах в Минске, будут зависеть от объемов поставляемой техники. Учитывая принятые в регионе программы по ликвидации последствий наводнений и активному участию белорусов в дооснащении техникой местных компаний, можно говорить, что необходимый минимальный порог поставок мы превысим.
Посол Беларуси подчеркивает:
— Приморье — это единственный край, который сформировал отдельные планы по всем видам нашей техники, они, в принципе, подписаны и нормально исполняются. И я бы хотел, чтобы наши головные предприятия в Минске очень серьезно аттестовали и контролировали своих дилеров. И когда мы наберем портфель заказов и техника пойдет в регион, тогда можно будет говорить об отдельных больших шоурумах, как у БЕЛАЗа на Кузбассе и в других регионах или МТЗ в Сибири и Татарстане.У нас такие примеры есть, и их тиражировать на Дальний Восток не очень сложно и не очень дорого. Но нужны заявки, и нужно реально бороться на этом рынке за объемы.
Открытые пути
В конечном итоге Беларусь видит необходимость в создании долгосрочных проектов партнерства с Приморьем во всех отраслях. Поскольку Дальний Восток — особая зона для российского правительства, разработаны комплексные программы развития его территории. Россия намеревается значительно увеличить численность населения региона, распределить производительные силы и, в конечном итоге, полноценно освоить эту территорию. За десять лет здесь уже реализовано более 3 тысяч инвестпроектов и создано 150 тысяч рабочих мест — масштабы невероятные. По сути, весь Дальний Восток должен представить собой своего рода преференциальную зону как для инвестора, так и для жителей края. Было бы глупо в этом не постараться поучаствовать, учитывая, что и руководство Российской Федерации, и губернаторы регионов к этому относятся более чем благосклонно. Более того, это подтверждается действующим законодательством: в рамках национальных проектов и бюджетных программ нельзя закупить китайскую технику. А значит, наша страна уже имеет преференцию на этом рынке. Беларусь и Приморский край согласовали план по поставке широкой номенклатуры техники, и это дает понимание, что такая плановая работа устраивает правительство края и в дальнейшем будет расширяться.Одна из важных тем для сотрудничества — поставки белорусского продовольствия и обратный импорт дальневосточных морепродуктов. В сентябре уже была осуществлена такая пробная поставка: белорусские фуры доставили несколько сот тонн продукции на ярмарку в Хабаровск. В обратную дорогу перевозчики загрузились во Владивостоке рыбой и иными морскими товарами для отечественного ретейла.
По первым прикидкам, схема имеет право на жизнь, требуется поработать с рентабельностью. В Правительстве, во всяком случае, уверены в широких возможностях такой работы.
К примеру, в ходе встречи посла Беларуси в России Дмитрия Крутого с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым обсуждалась возможность встраивания белорусских экспортеров в перспективные цепочки транзита по Северному морскому пути. В одну сторону могло бы ехать белорусское продовольствие и мебель, в обратную — рыба и магаданская креветка. С Приморским краем Беларусь разговаривает о гораздо более масштабной истории — использовании краевого порта как важного пункта на транзитном пути в Китай.
— На Дальнем Востоке существует желание предоставить белорусам свой собственный порт с привязкой к Северному морскому пути, — рассказал «СБ. Беларусь сегодня» Дмитрий Крутой. — С губернатором Приморского края мы договорились, что по примеру Балтики и Мурманска, которые сейчас находятся в стадии активной реализации, здесь ждут команду наших специалистов, уже имеющих опыт подготовки такого бизнес‑плана и технико‑экономического плана участия в портовых проектах. Губернатор сказал, что любой вариант возможен: прямое белорусское участие, стопроцентно белорусский порт, доли 50/50, совместная деятельность, совместное инвестирование, совместная прибыль и так далее. Мы должны в связке с регионами (Камчатка, Магадан) определить номенклатуру грузов в две стороны. Одностороннее движение здесь невозможно, ни одна экономика этого не вынесет. Но если мы найдем двусторонние потоки грузов и с прицелом еще на Китай, то все это выстрелит.
Если говорить о деталях, то, например, белорусское продовольствие весьма востребовано на Дальнем Востоке и конкурентно, несмотря на огромное плечо перегона. Под Владивостоком этим летом заработал оптово‑распределительный центр «Приморский»: огромная зона с торговыми площадями и складскими помещениями. Под белорусские товары здесь отведено несколько павильонов, на сегодняшний день они уже укомплектованы широкой номенклатурой белорусских товаров — от молочной продукции до колбас и деликатесов. Центр может работать и как торговая точка, и в качестве пункта оптовой торговли нашим продуктом, дальше вопрос масштабирования розничной торговли, что, в общем‑то, дело привычное и для российского бизнеса, и для белорусских поставщиков.
В принципе, логистическая связность Беларуси с Дальним Востоком — сложная, но очень интересная задача. Принципиальны два момента: экономическая эффективность поездок по автомобильным и по железнодорожным маршрутам, а также обратная загрузка.Здесь серьезное поле для деятельности белорусских логистических операторов с использованием возможностей и опыта российских логистов. Огромные перспективы открывает сотрудничество с электронными торговыми площадками. В рамках Дальневосточного экономического форума в Хабаровске белорусская делегация проводила переговоры с OZON, а площадка Wildberries в ходе Белорусского инвестфорума в Москве получила статус резидента парка «Великий камень». И доставка отечественных товаров к Тихому океану посредством возможностей электронной торговли видится одним из наиболее оптимальных вариантов работы на Дальнем Востоке.
Строим взаимоотношения
Параллельно с глобальными перспективами открываются новые варианты сотрудничества в привычных форматах торговли. К примеру, после двух тайфунов, прошедших летом по Приморью, из Беларуси для пострадавших от стихии переселенцев осуществили поставку постельного белья и детской одежды. Эти товары весьма высоко оценили на Дальнем Востоке, можно сказать, дорога для белорусского легпрома в регион открыта.Белорусские мебельщики, в свою очередь, оценили перспективы использования шпона из приморской древесины, готовится сотрудничество в этом направлении. Вопросы, казалось бы, небольшие, но из маленьких товарных потоков складывается большой товарооборот. И, конечно, многое решают личные взаимоотношения. После стихийных бедствий Президент Беларуси Александр Лукашенко распорядился ускорить поставку в Приморье необходимой для ликвидации последствий тайфунов техники.
«Более 30 машин поступило сегодня в распоряжение филиалов Примавтодора. Это первая крупная партия тяжелой техники, закупленной в братской Республике Беларусь. По нашей просьбе заводы‑производители ускорили поставку в приоритетном порядке. Спасибо Президенту республики Александру Лукашенко. Он посодействовал. Всего в край будет поставлено 215 машин: самосвалов, грейдеров, погрузчиков, комбинированных дорожных машин и прочих», — благодарил в августе 2023‑го в своем Telegram‑канале губернатор Приморья Олег Кожемяко. Надо полагать, и не только в Telegram.
Глава Приморского края, кстати, из тех руководителей российских регионов, которые о совместных проектах с белорусами говорят «без бумажки», будучи максимально погруженными в белорусскую тематику. На переговорах с минской делегацией он четко озвучил приоритеты взаимодействия — поставки техники, логистика, обмен товарами народного потребления и продовольствием, услуги, гуманитарные контакты.
— К примеру, мы с учетом нашего совместного опыта по строительству хореографического, музыкального училища заинтересованы в привлечении белорусских специалистов. Они себя хорошо зарекомендовали, в том числе и в строительстве целостных объектов спортивного направления, где у вас есть опыт. Этот вопрос для нас имеет большое значение.
И мы договаривались о том, что подойдем к открытию прямого авиационного сообщения, сделаем пробные рейсы между Минском и Владивостоком. Я думаю, все мы заинтересованы в этом. У нас есть предложение начинать с отправки детей, которых мы наметили для посещения Беларуси, на патриотическое воспитание: посещение Брестской крепости, Хатыни, Буйничей, музея Великой Отечественной войны. И с обратным потоком туристов и детей из Беларуси.Ну а в том, что в Приморье есть где отдохнуть и есть что посмотреть белорусскому туристу, никто не сомневался. Японское море, сопки, остров Русский, Русский мост через Босфор Восточный — все это давно уже туристические бренды. Сейчас они могут стать более открытыми для Беларуси. Нужно только поработать над техникой перемещения.
korotkin@sb.by