«СГ» обратилась за комментариями в компетентные инстанции.
Фото из архива «СБ»
По словам заместителя председателя правления Белорусского общества охотников и рыболовов Анатолия Моложавского, если в 1990‑х в Беларуси насчитывалось 80 — 130 медведей, то сейчас в охотугодьях организации обитает 700 — 780 особей. Особенно проблема актуальна для Витебской и севера Минской областей. Там косолапые начинают активно выходить к жилью человека, разрушать пасеки.
В 2023 году в угодьях БООР было учтено около 1700 особей рыси. Этот хищник охотится, например, на зайцев, косуль, глухарей, тетеревов. Бывали случаи, когда во время расселения животных рысь проникала в вольеры и наносила значительный ущерб.
— Научно-исследовательский центр по биоресурсам НАН разрабатывает планы управления этими видами, — объяснил представитель БООР. — После этого будет определено, по каким критериям проводить изъятие и как установить допустимую плотность медведей и рысей. Массовый отстрел производиться не будет. В тех местах, где их численность превысит установленную и есть определенная угроза жизни людей и (или) существенный вред охотничьему хозяйству, будут приниматься меры по единичному изъятию.
— Никто не собирается уничтожать эти виды, — продолжает Анатолий Александрович. — Медведь и рысь получат бинарный статус: с одной стороны, они станут охотничьими видами, а с другой — останутся в Красной книге. Сейчас отстреливается примерно 15 — 20 процентов охотничьих видов (лось, олень, косуля и другие). Что касается медведей и рысей, то речь идет вообще о единичных особях, которые наносят вред людям и охотхозяйствам.
По предположениям собеседника, фактическое изъятие названных видов может начаться с 2026 года.
Заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Людмила Бартошевич дополняет: принятый документ станет инструментом предотвращения конфликта «человек — животное». Также, по ее мнению, разработка планов управления популяциями медведя и рыси позволит выявить популяционные ядра данных видов животных, что поможет обеспечить их действенную охрану и сохранение в долгосрочной перспективе.
В свою очередь первый заместитель министра лесного хозяйства Александр Драгун подчеркнул, что изымать животных будут исключительно после согласования с учеными, процесс не повлечет за собой каких-либо негативных последствий.
— К охоте на медведя и рысь будут допускаться только опытные охотники — со стажем не менее трех лет, — объяснил представитель ведомства. — Кроме того, определены сроки охоты на данные виды: на медведя — с 1 июля по 31 декабря, на рысь — с 1 октября по 31 января.
По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории популяционной экологии наземных позвоночных и управления биоресурсами Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Ирины Соловей, принятый указ работает на опережение, чтобы не допустить критичной ситуации. А если мы к ней подойдем, то в стране уже будет разработан механизм регулирования численности краснокнижных видов.
— В России с этим решением затянули, и есть регионы, где численность медведей высокая, они перестали бояться людей, — приводит в пример опыт другой страны эксперт.
Представитель научного сообщества подчеркивает: в указе не говорится о том, что после его вступления в силу сразу же можно идти в лес и добывать обозначенные виды хищников. Документ прежде всего направлен на сохранение благополучной популяции животных и на мирное сосуществование. К тому же регулирование численности возможно не только способом отстрела, но и отселением в регионы, где низкая плотность вида. Постоянной популяции вида, например, нет в Беловежской и Налибокской пущах, национальном парке «Припятский» и Полесском радиационно-экологическом заповеднике.
grudnitskiy@sb.by
kvachеnok@sb.by