Источник: Знамя юности
Знамя юности

Зачем подстраиваться под солистов и почему имена артистов миманса не указывают в программках? Диана Хрищанович отвечает на вопросы о своей профессии

Помощь номер один

Зачем подстраиваться под солистов, почему имена артистов миманса не указывают в программках и откуда набирают в спектакли детей? На вопросы о своей профессии отвечает артистка миманса Большого театра оперы и балета Беларуси Диана Хрищанович.

александр кулевский

1. Итак, хочу стать артистом миманса. С чего начать?

– С любви к театру. Я, например, пришла в миманс из детской студии – это отделение при Большом театре, где занимаются юные артисты, которые потом выходят на сцену в оперных и балетных спектаклях. Я десять лет занималась в детской студии и уже шесть лет работаю в мимансе. 

2. Мим и артист миманса – это разные люди?

– Конечно. Но общий корень у этих слов действительно один – мим, от греческого «мимос» – подражание. Нас роднит мимика – это общее для всех артистов средство художественной выразительности. Просто у артистов миманса есть еще дополнительные функции, которые он должен выполнять в музыкальном спектакле. 

3. Уметь танцевать или петь обязательно?

– Я бы сказала, что да. Часто в операх мы выполняем танцевальные движения. А в «Доне Паскуале», например, еще плачем, зеваем, смеемся. Кто знает, может, когда-нибудь нас поставят и петь. Вообще я немножко белая ворона среди коллег. Потому что единственная, кто занимался до этого в детской студии. В основном же артисты миманса – это в прошлом артисты балета, они по-прежнему продолжают свою сценическую карьеру, но уже в другом цеху. Танцы в том или ином виде в спектаклях и мероприятиях есть всегда. Даже если это простенький вальс, его желательно уметь танцевать. 

4. А специальные навыки нужны?

– Из обязательных – организованность, самодисциплина, внимательность, умение взаимодействовать с коллегами. Еще считаю, что  у артистов миманса должно быть такое качество, как любовь к профессии. А значит, силы и желание потратить время, чтобы обдумать свой образ, костюм. Мало просто быть человеком, который умеет петь и танцевать. Артист миманса обязательно должен уметь ориентироваться на сцене. Но это приходит с годами. 

Диана Хрищанович в роли журналиста (с микрофоном с ветрозащитой в руках) в спектакле «Паяцы»

5. Артисту миманса могут дать главную роль в спектакле?

– Да, если режиссер увидит его тем человеком, который может передать замысел режиссера. На сольную партию, конечно, рассчитывать вряд ли придется. Но получить хорошую заметную роль можно. Я, например, выхожу в спектаклях Viva La Mamma!, «Бал-ма­скарад», «Богема», «Князь Игорь» – там есть роли, поставленные специально для  меня. 

6. Обидно, что ваши имена не указывают в программках?

– Указывают, но не всегда. А так вообще не обидно. Бывают спектакли, например, «Летучая мышь», где наши имена указаны. Когда выступаю в крупных концертах, на фестивалях тоже пишет­ся в программке, что я принимала участие. В этом плане наши режиссеры нас не обделяют. В «Князе Игоре», скажем, не написано конкретно, что девушка, которую похищает князь Галицкий, – артистк­а миманса Диана Хрищанович, но указано, что я участвовала в с­пектакле. 

7. У артистов миманса на репетициях есть право голоса? 

– Конечно. К счастью, режиссеры прислушиваются ко всем артистам, у нас достаточно демократический в этом плане коллектив. Мы так же, как и другие участники постановки, можем что-то сказать, предложить. Например, попросить поменять точку, чтобы нас было лучше видно. 

8. Получаете плюшки в виде бесплатных билетов для родственников? 

– Да, в театре есть ответственный администратор, который помогает артистам с входными билетами. И я пользуюсь этим правом. 

9. Артист миманса должен подстраиваться под солистов? 

– Обязательно. Помощь солистам – это суть нашей профессии. Обычно говорится «артист мимического ансамбля», но в моей трудовой книжке и пропуске написано «артист вспомогательного состава». Мы в первую очередь призваны помогать солистам украшать их роли и спектакль вообще. Артист миманса может выступать как абсолютно самостоятельная единица, несущая своей ролью в спектакле определенный смысл. Это примерно 80 процентов моих ролей. Но есть еще 20 процентов ролей – тех, где я задействована в массовке. В «Аиде», например, играю одну из служанок Амнерис. Мы подаем ей плащ, выполняем еще какие-то действия, которые способствуют комфорту солистки на сцене.

Сцена из оперы «Богема»

10. Чем фактурнее артист, тем он востребованнее?

– Наверное, это так, не буду скрывать. В драмтеатре действительно часто ориентируются на определенный типаж. И режиссеры, как правило, подбирают артистов по амплуа. У нас в театре это касается скорее ведущих артистов. Но по своему опыту скажу, что чем ты выше, харизматичнее, ярче, тем скорее на тебя обратит внимание режиссер и тем увереннее ты будешь чувствовать себя на сцене. 

11. Чьи дети выходят на сцену в спектаклях? 

– Часть юных артистов – из детской студии. А еще есть дети артистов балета. В оперных спектаклях они тоже иногда задействованы, но реже. 

12. Артист миманса может забыть слова или движения?

– Конечно, как и любой другой артист. Здесь на помощь приходит профес­сионализм. Самое главное – сохранять спокойствие и уметь выкручиваться в зависимости от ситуации. Если пошло что-то не так, делай вид, что так и должно быть. 

13. Артистов миманса берут на гастроли? 

– Да. Я не могу похвастаться тем, что побывала за пределами Беларуси, но объездила практически все областные центры и крупные города страны. 

14. Какой карьерный рост у артиста миманса? 

– Питать иллюзий не нужно. Выше ступени, чем артист, в мимансе нет. Если хочется петь, можно переобучиться и перейти, например, в артисты хора или солисты. Если хочешь танцевать, то опять же нужно переквалифицироваться. Просто так в другой цех перейти нереально. Единственное, что возможно, это получение перспективных ролей в новых спектаклях. Я звезд с неба не хватаю, но знаю, что могу сделать хорошо в своей профессии.

СПРАВКА «ЗН»

Диана Хрищанович. Родилась в Минске. В 2013 году окончила факультет эстетического образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. По образованию учитель музыки, руководитель театральных дисциплин. С 2004 по 2014 год работала артисткой Детского музыкального театра-студии при Большом театре оперы и балета. С 2014-го – артистка миманса Большого театра. 

leonovich@sb.by,

Фото из личного архива Дианы Хрищанович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter