Поляки разучились считать пенензы?

Новости о ситуации на западных границах Беларуси в последнее время регулярно будоражат информационное пространство нашей страны и соседей. Польша, Литва и Латвия поочередно подогревают вопрос о миграционном прессинге, обвиняя Минск и Москву в гибридных атаках и постоянно акцентируя внимание на подготовке новых мер реагирования.

Глава МИД Польши Радослав Сикорский не так давно заявил о вероятности закрытия еще двух оставшихся пунктов пропуска с Беларусью (Брест — Тересполь, Козловичи — Корощин). Позднее министр внутренних дел и администрации Томаш Семоняк подтвердил, что «рассматриваются различные варианты».

При оценке вероятности такого негативного решения Варшавы представляется важным учесть следующие аспекты.


Во‑первых, причинами и источником польских проблем на границе выступают коррупция, отсутствие внятной миграционной стратегии, а также использование нелегальной миграции как политтехнологии в ходе избирательных кампаний последних лет.

Во‑вторых, закрытие всех пунктов пропуска нарушает действующую двустороннюю договорно‑правовую базу. В 1992 году заключен Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша по вопросам пограничных переходов, вступивший в силу 15 октября 1992‑го. Согласно его положениям открытие, закрытие, приостановление или ограничение движения на пограничных переходах осуществляются по взаимному согласию договаривающихся сторон. По соображениям общественной безопасности может быть осуществлена приостановка или ограничение движения, но на отдельных пунктах пересечения границы. То есть временное закрытие всех погранпереходов напрямую противоречит действующему двустороннему договору.
В‑третьих, хотя Польша и получила поддержку ЕС в вопросе урегулирования миграционной проблемы, решение о блокировке границы не принимается только на национальном уровне. Необходимо получить согласие более высокого порядка со стороны государств‑членов, чьи интересы могут быть прямо затронуты. К примеру, Германии.
Варшава, несмотря на громкие заявления, признает, что «существует целый комплекс вопросов, связанных с пересечением границ и экономическими отношениями между Беларусью, Польшей и Европейским союзом».

В‑четвертых, полное закрытие границы с нашей страной негативно скажется на ситуации в польской транспортной отрасли, которая и так в глубоком кризисе. По оценкам самих польских экспертов, автомобильный транспорт имеет решающее значение для экономики их страны, на его долю приходится 7 процентов ВВП. По информации главного статистического управления Польши, за первые четыре месяца 2024‑го по сравнению с предыдущим годом произошло снижение грузовых перевозок на 2,7 процента. По данным «Барометра перспектив занятости ManpowerGroup», 34 процента компаний польской логистической и транспортной отраслей планируют сократить рабочие места.

В‑пятых, экономика восточных воеводств Польши во многом завязана на приграничное сотрудничество. Торговля, сектор услуг, складское хозяйство получали доходы от многочисленных белорусских покупателей. По статистическим данным, средняя занятость в предпринимательском секторе в Подляском воеводстве (где закрыт пункт пропуска) в первом полугодии 2024-го снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2023‑го почти на 2 процента. Закрытие границы, строительство заборов и барьеров не способствуют экономическому росту. Наоборот, никто не станет инвестировать в проекты на территориях, подверженных коммерческим или иным рискам.

Фактически заморожен крупнейший для восточной Польши проект модернизации и расширения логистического терминала в Малашевичах на польско‑белорусской границе. Объем планируемых инвестиций ожидался на уровне 3,4 миллиарда злотых. Терминал — один из важных транзитных пунктов для товаров, следующих из Азии в Европейский союз в рамках нового Шелкового пути. Реализация проекта должна была начаться уже во втором квартале текущего года. Заявляется, что он мог бы принести в госбюджет до 50 миллиардов злотых в течение десяти лет. Отказ от него, тем более по политическим причинам, равнозначен удару по перспективам экономического развития Люблинского воеводства.

Иными словами, решение о полном закрытии границы с Беларусью станет серьезной проблемой прежде всего для самой Польши. Тот случай, когда экономика должна победить политику. Поляки всегда умели считать деньги, но смогут ли в этой ситуации поступить по уму?

Сергей ТОМАШОВ, аналитик БИСИ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter