А вот результаты одного занятного социологического опроса, проведенного на другом берегу Западного Буга, кажутся вполне репрезентативными, поскольку в целом отражают отношение поляков к правящей партии PiS. Речь, конечно, о громких результатах исследования, проведенного студией CBOS. Ее сотрудники анкетировали в первой половине октября 1041 взрослого жителя Польши.
Согласно опубликованным данным, на второй месяц осени только 26 процентов поляков одобрили работу премьера Матеуша Моравецкого. В сентябре, кстати, было 28 процентов — падение пока не приобрело характер критического, но тенденция к снижению налицо. Тем более что даже двухпроцентный отрицательный рост при такой жалкой поддержке играет свою роль.А вот количество недовольных курсом, реализуемым правительством, составило 47 процентов. Еще 23 процента сказали, что им все равно, а 4 процента не смогли подобрать слов для оценки художеств пана премьера. Недоумение, почему он все еще не отправлен в отставку, выразили аж 54 процента опрошенных, а рекордные 62 процента признали провальной экономическую политику. Причем, как отметили в CBOS, более половины простых поляков не видят даже шанса на улучшение сложившегося положения.
Данные опроса свидетельствуют: это самый низкий рейтинг доверия за все время нахождения Моравецкого и его кабинета у власти.Почему же наши западные соседи так взъелись на своих политиков? Давайте разбираться.
Когда хочется кушать
Польская пресса, до безобразия предвзятая в отношении Беларуси, иногда довольно четко говорит о том, что творится в собственной стране. Итак, газета Fakt 24 октября сообщила, что в Польше многократно возрос интерес к скидкам, а население все чаще приобретает продукты питания с истекающим сроком годности — они стоят, как правило, дешевле.Сейчас инфляция в стране, по официальным данным, составляет 17,2 процента, однако собеседники польского издания имеют четкое ощущение, что цена элементарных продуктов повысилась как минимум на треть. При этом стоимость продуктовой корзины растет стремительно. Корреспондентам Fakt пожилой поляк Максимилиан рассказал, что своими глазами видел, как женщина приготовила к оплате в магазине 170 злотых, но была вынуждена отдать более 200, так как произошел очередной резкий скачок цен.
Еще нагляднее история 49‑летнего Роберта. Неделю назад он отдавал за один поход в магазин 200 злотых, а теперь едва укладывается в 350.Причины кризиса и нарастающего снижения покупательной способности населения на поверхности: не самые лучшие решения правительства во время пандемии, незаконные санкции против Беларуси и России и безоглядный бросок в темную пучину украинского кризиса. Казалось бы, отмена несправедливых ограничений, прекращение помощи Украине и пересмотр непомерных аппетитов военного ведомства, сотнями заказывающего дорогущие южнокорейские гаубицы, танки и БМП, могли бы помочь стабилизировать ситуацию.
Весьма показательный факт: Польша занимает «почетное» второе место после США по объему поставок оружия в Украину — 1 процент годового ВВП страны был официально брошен в топку масштабного конфликта.Однако падение рейтингов Дуды и Моравецкого не смущает, и они продолжают заниматься демагогией. Не далее как на прошлой неделе польский премьер, ненавидимый более чем половиной своего электората, прочитал целую лекцию о новом миропорядке на конференции по восстановлению Украины. Мол, нужно создать новую мощную архитектуру политической и экономической безопасности в Европе, чтобы достигнуть победы над Россией.
«Если Европа не победит в этой войне, то она рискует не просто потерять Украину и ее безопасность, а полностью маргинализирует весь континент», — не стесняясь признал участие европейцев в конфликте Моравецкий.
Правда, не вполне понятно, как ясновельможный пан собрался строить континентальную экономическую систему, если даже в отдельно взятой стране у него получается только вызывать недовольство собственного народа.Чтобы слышать людей, надо перед ними хотя бы появляться. Однако внезапно оказалось, что свойственные белорусскому Президенту обстоятельные беседы с рабочими и крестьянами у польских лидеров не в чести. Дошло до того, что простые парни из профсоюза «Август 80» в Катовице решили забетонировать вход в местный офис Моравецкого, мол, он там все равно никогда не появляется, на запросы общественности не отвечает. Зачем тогда двери, если в них все равно никто не заходит?
«Этот обманщик и трус послал на нас полицию. Он не убежит от поляков. Он должен с честью ликвидировать этот офис. Он появляется только в СМИ, где рассказывает, как здорово в стране», — не скрывал эмоций член «Августа 80» Рафал Едвабны.
Кстати, после стычки с полицией у здания офиса трусливого премьера профсоюзные лидеры изменили план: 4 ноября они поедут в Варшаву, чтобы задать вопросы по поводу нехватки угля и повышения его стоимости руководству государственной польской энергетической компании.
У бедности уже не детское лицо
Любые экономические потрясения бьют прежде всего по самым незащищенным слоям населения: малоимущим, социально неустроенным людям, не имеющим стабильного источника дохода. В конце нулевых — начале десятых у польской бедности было лицо ребенка из многодетной семьи. Согласно социологическим исследованиям 2009 года 21 процент многодетных семей жили в условиях абсолютной бедности, то есть их ежемесячные расходы в течение года были меньше установленного прожиточного минимума.Однако с 2015‑го ситуация постепенно менялась к лучшему. Пособия по воспитанию в рамках программы «Семья 500+» и программы семейного капитала позволили к прошлому году снизить количество крайне бедных семей с 700 тысяч до 333 тысяч. Но на смену нищим детям пришли не менее нищие старики. По состоянию на 2021 год в Польше за чертой прожиточного минимума в 692 злотых в месяц жили 246 тысяч пожилых людей.
«Пожилые люди, не имеющие пенсий, имеют право на постоянное социальное пособие. Однако это пособие растет медленнее, чем пенсии, и к нему не предусмотрено таких добавок, как тринадцатая и четырнадцатая пенсии», — пояснил профессор Варшавского университета и председатель Польского комитета Европейской сети по борьбе с бедностью Рышард Шарфенберг.
Галопирующая инфляция и отсутствие индексации семейных пособий и других социальных выплат на протяжении шести лет подряд, по мнению экспертов, уже вскоре приведут к тому, что число бедных в Польше станет расти ускоренными темпами. Если по состоянию на 2021 год их было 1,6 миллиона, то уже в этом — может стать 2,4 миллиона.
Иными словами, пока политики в Варшаве рушили памятники красноармейцам-освободителям и изобретали все новые санкции против Беларуси и России, они упустили ряд важных тенденций, которые в условиях кризиса могут сыграть весьма важную роль.
Что-то фермеры в загоне…
Как показывает белорусская практика, с ценовыми кульбитами можно успешно и в краткие сроки бороться, умело сочетая политическую волю и экономические рычаги. В крайнем случае польские элиты могли бы подсмотреть сквозь прутья выстроенного панами забора, как работают наш Президент и Правительство.Но пока что вместе с ростом цен на Польшу накатывается еще одна беда, которая будет пострашнее: грядет массовое разорение фермеров. Библейского голода, вроде регулярно случающегося в африканских саваннах, вполне вероятно, не возникнет. Однако более-менее долгосрочные проблемы в поставках продуктов взвинтят ненависть простых поляков к правящей партии до запредельных высот.Крайне симптоматично, что еще 22 августа представители малого и среднего бизнеса вместе с лидером Польской крестьянской партии Владиславом Косиянк-Камышом ознакомили сейм с проектом закона о замораживании цен на энергоносители для микро- и малых предприятий, предложили распространить данный закон на более крупные предприятия, а также заморозить цены на газ. В качестве уступки модным тенденциям авторы проекта даже пообещали кратно нарастить использование зеленой энергетики. Но прошло уже более двух месяцев, а воз и ныне там: ни ответа ни привета, несмотря на неоднократные напоминания, так никто и не дал. Между тем ситуация продолжила ухудшаться прямо пропорционально росту цен на энергоресурсы.
Предприниматели, особенно в сфере сельского хозяйства, открыто называют происходящее катастрофой: они не могут платить по кредитам и вынуждены начать увольнения сотрудников.А теперь вишенка на этом дурно пахнущем торте. Пока фермеры и частники из других сфер пытаются выжить, вице-премьер и министр госактивов Яцек Сасин предложил ввести налог на чрезвычайные доходы госкомпаний и частных предприятий. Сам пан Сасин назвал свою затею «очень высоким» налогом и заявил, что он принесет в казну более 13 миллиардов злотых. В иных экономико-социальных условиях такой ход, быть может, и имел бы смысл, но сейчас выглядит весьма странно. Если точнее, то как еще один элемент системы выкачивания денег из кармана граждан и фирм госкомпаниями и энергетическими предприятиями, о чем неоднократно предупреждала уже упомянутая ПКП.
В целом можно констатировать, что к концу октября экономический кризис еще плотнее сжал Польшу в своих объятиях. Последний месяц осени обещает быть жарким. Простым полякам надоело слушать пустые речи политиков, и в ноябре в Варшаве планируется сразу несколько крупных акций протеста: 4 ноября выскажут свое фе угольщики из «Августа 80», а 17‑го на улицы пообещали выйти члены самого большого профсоюза страны — «Солидарности».
Вдобавок с большой долей вероятности пройдут и протесты против продолжения помощи Украине и приема беженцев оттуда. Ну и, конечно, не забываем про ставшее традиционным факельное шествие националистов 11 ноября. Оно тоже может принести немало сюрпризов, несмотря на заигрывания Дуды с темой Восточных Кресов и возрождения былого величия Речи Посполитой.