По каким критериям теперь оценивать качество клининговых работ и что надо знать потребителю при выборе той или иной компании, оказывающей услуги клининга, узнавал корреспондент «Р».
Только в Минске работает более 20 клининговых компаний.
Конкурентная среда
Сегодня только в Минске работает более 20 клининговых компаний и несколько сотен индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги профессиональной уборки. Ежегодный рост составляет около 15 процентов. Они востребованы как у владельцев торговых центров, банковских и других учреждений, так и у обычных граждан, ценящих свое время. Выбрать надежного поставщика услуг — задача не из легких. Безусловно, можно воспользоваться различными рейтингами на форумах. Но с недавних пор появился надежный способ — введен в действие государственный стандарт СТБ 2580–2020 «Услуги профессиональной уборки. Общие технические условия». И клиент может быть уверен: если компания прошла сертификацию на соответствие его требованиям, за качество она в ответе, отмечает начальник отдела сертификации услуг БелГИСС Татьяна Смирнова:— Инициатива в данном случае исходила от пользователей клининговых услуг. Так, в конце 2018-го в Госстандарт обратились специалисты Белорусской железной дороги. Организация имеет большое количество отделений, филиалов, объектов, где необходимо проводить различные виды уборки. Эти услуги заказывались у клининговых компаний на тендерной основе. В процессе работы с ними часто возникали спорные вопросы к качеству оказанных услуг. Поэтому и появилось предложение разработать требования в сфере профессиональной уборки. Чтобы при выборе компании опираться не только на стоимость, но и на качество услуг.
Что же касается стандарта, то он устанавливает основные требования к профессиональным услугам клининга, а также их категории. Ранее, кроме пожарных и санитарных норм, иные требования не предъявлялись. Все, что касалось качества уборки, используемых инструментов и квалификации персонала, нигде не было установлено. И поэтому в большинстве своем заказчики страдали от того, что, заказывая услугу профессиональной уборки, на финише ожидали один результат, а по факту получали совсем другой. И зачастую возникали конфликтные ситуации. Это касалось и уборки домов. БелГИСС был разработан стандарт, который в установленном порядке был рассмотрен и принят Госстандартом.
Отметим, стандарт действует с 1 апреля этого года. И теперь любая компания сможет добровольно его применять и пройти сертификацию услуг, подтвердить свой уровень и получить классификацию по различным категориям. Это первый и пока единственный документ, который поможет клининговым компаниям зарекомендовать себя и свои услуги как качественные и профессиональные. Стандарт подробный, учитывает всевозможные особенности клининговых услуг. Во-первых, с учетом международного опыта дана терминология в области клининговых услуг. Например, профессиональную уборку трактуют как совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объекта недвижимости, территории, транспорта, направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты, санитарного состояния. Также приведена классификация услуг в зависимости от объектов, с которыми будет работать клининговая компания, — бытовые, общественные, индустриальные, медицинские, транспорт. Профессиональная уборка объектов недвижимости подразделяется на следующие типы: послестроительная, генеральная, первичная, разовая, интенсивная и ежедневная. Подробно описано, какие работы предусматриваются для каждого типа.
И еще. Профессиональная уборка систематизирована в зависимости от материала поверхности — стеклянная, металлическая, текстильная, кожаная, из природного и искусственного камня, древесины, синтетических материалов.
— Для того чтобы проводить добровольную сертификацию, нужен был орган по сертификации. Мы, как разработчик, первыми подали заявку и прошли аккредитацию, — сообщила Татьяна Смирнова. — Все специалисты у нас готовы к проведению работ по сертификации услуг профессиональной уборки. Сейчас мы принимаем заявки от клининговых компаний, идет активная деятельность по проведению сертификации. Надеемся, что результаты порадуют заказчиков таких услуг, а сами клининговые компании увидят, где у них есть недоработки и что надо сделать, чтобы их устранить. И в дальнейшем совершенствовать качество оказываемых услуг.
Если компания хочет оказывать высокопрофессиональную и сложную уборку, то тогда понадобится определенное образование у персонала.
Все по стандарту
Что касается требований, которые предъявляются для прохождения сертификации, то их можно разделить на три основные группы: материально-техническая, организационная и персонал. Для того чтобы пройти сертификацию, клининговая компания должна быть обязательно в статусе юридического лица: стандарт распространяется только на юридические лица и ИП, а не на физические лица. Далее организации следует выбрать категорию, которой она желает соответствовать, чтобы понимать, к чему стремиться.— В стандарте есть четыре категории: третья, вторая, первая и высшая. К каждой из них установлены свои требования, как и к видам уборки. И клининговая компания, видя их, может определиться, какой категории она соответствует.
Также в стандарте приведены требования к содержанию договора, которым определяются все условия между заказчиком и исполнителем от того, какая будет производиться уборка, до того, как будет происходить приемка.
Что касается персонала, то в зависимости от категории, которую хочет получить компания, и предъявляются соответствующие требования. Либо потребуется специальная подготовка, либо среднетехническая, либо курсы, либо опыт работы в клининговой компании.
— Для того чтобы совершать простейшую уборку, соответствующего образования не надо, — отмечает Татьяна Смирнова. — Все привязывается к категории. А если компания хочет оказывать высокопрофессиональную, сложную и качественную уборку, то тогда понадобится определенное образование у персонала. Например, если в ходе уборки неправильно применить какие-то химические средства, то можно испортить поверхность так, что она не будет подлежать восстановлению. Поэтому юридическое лицо несет ответственность за свой персонал и его обучает.
Профессиональная уборка систематизирована в зависимости от материала поверхности.
Советы потребителю
При выборе клининговой компании в первую очередь нужно обратить внимание на условия договора. С этого все начинается. Заказчик должен понимать, что он хочет от клининговой компании. В стандарте приведены приложения, где расписаны все виды уборки и с какой периодичностью они проводятся, кто их проводит и в какое время суток. Также следует оговорить присутствие или отсутствие работников офиса при уборке. Все должно быть подробно указано в договоре. Кроме того, расписывается порядок приемки — как и кем она осуществляется. Или самим заказчиком, или исполнитель своими документами представляет акт выполненных работ.Все эти этапы должны быть четко прописаны. В таком случае потребитель защищен тем, что у него есть договор, где все условия оговорены. А если результат не удовлетворяет, есть с чем обращаться с жалобой. Такая взаимная ответственность всем на пользу.
sichevich@sb.by