Литовская экономика несет существенные потери из-за политических амбиций своего руководства

Политика пустых карманов

Руководство Литвы плотно стало на платформу внешней политики Вашингтона. Возможно, внешне теплые встречи в Белом доме и похвалы госдепартамента тешат самолюбие Гитанаса Науседы и Габриэлюса Ландсбергиса. Но внутри страны оценка внешней политики, мягко говоря, не столь однозначна. Санкционные авантюры в сторону Беларуси и России, дипломатический скандал с Китаем (дошло почти до разрыва отношений) бьют по литовской экономике. Пока это ярко чувствует бизнес, но вскоре не совсем отвечающий национальным интересам внешнеполитический курс скажется и на карманах простых литовцев. Статус европейского партнера может тешить самомнение, но снижает благополучие. Как ни крути, а значительная доля экономики балтийского государства завязана на контактах именно с евразийскими государствами. Переход от партнерства к конфронтации ставит под сомнение (или даже полностью исключает) экономическое взаимодействие. Готов ли Белый дом (точнее — его экономические агенты) компенсировать эти потери? Не просто денег в долг подбросить на латание дыр, а приобретать литовские товары и поставлять на берега Балтики необходимое сырье и комплектующие. Риторические вопросы, которые совершенно не устраивают литовский бизнес, а он уже теряет десятки миллионов долларов. Пока это недополученная прибыль. Но и Литва выбиваться из наработанных десятилетиями экономических цепочек принялась относительно недавно. Поэтому ключевые экономические потери с убытками еще впереди.

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

Бог дал Литве выход к морю, которое веками обеспечивает благосостояние страны. Прибалтика всегда была фактически торговой зоной, через ее порты проходили коммерческие связи Запада и Востока. В какой-то степени такое географическое положение дает еще больше возможностей, чем полезные ископаемые — их еще необходимо добывать, а тут чужие товары сами текут через твою территорию. Только создавай для транзита благоприятные условия или по крайней мере не мешай. Прежде всего — внешнеполитическими кульбитами. Во все времена торговые государства отличались самым высоким уровнем дипломатии (той самой, которая ищет друзей, а не врагов), гибкостью, умением договариваться и вести дела с самыми разнообразными регионами. Воинственность хороша в романах, но она убивает экономику торгово-транзитной страны, как только она из связующего звена превращается в военно-политический форпост. А именно эта трансформация и происходит сегодня в Литве.

Проблеме Тайваня и его взаимоотношений с Пекином более полувека. Вопрос принципиальный для китайского руководства, так как затрагивает тему территориальной целостности страны. Поэтому одним из условий установления дипломатических отношений с Пекином является признание принципа одного Китая. Это известно, и этого придерживаются все государства, у которых есть дипломатические отношения с КНР. Поэтому разными заигрываниями с Тайбэем Вильнюс шел на вполне осознанный и официальный разрыв дипотношений с Пекином. Может, в Вильнюсе не предполагали столь жесткой реакции Китая. Но тогда в Литве совершенно дремучие политики находятся у руля. Ибо ситуацию с Тайванем знает любой более-менее образованный человек. По крайней мере, если у него есть университетское образование. Поэтому разрыв отношений КНР с Литвой был запрограммирован. Другой вопрос, просчитывали ли литовские политики экономические последствия? Ведь Китай не просто понизил дипломатические отношения с балтийской республикой, но и вычеркнул ее из своей таможенной системы. Пока де-факто, но сейчас Пекин грозится сделать это и де-юре, оформив конфликт в полноценные экономические санкции в ответ на дипломатический бойкот Вильнюсом Олимпийских игр в Китае. Кстати, Литва стала единственной европейской страной, которая присоединилась к обструкции спортивного мероприятия. Политики преподносят конфликт с Востоком как повышение безопасности: мол, чтобы получить защиту от НАТО, надо идти в фарватере внешней политики альянса, которую в большей степени диктуют США. Правда, в этой позиции Вильнюс кардинально расходится с позицией старого Евросоюза, который тоже допускает иной раз достаточно жесткую риторику и в сторону Китая, и России, тем не менее старается не доводить дело до окончательного разрыва, понимая разрушительность экономических последствий.

Чем чревато закрытие границы, ярко продемонстрировала пандемия. В Европе производители встали по причине дефицита комплектующих и сырья из-за локдаунов в Китае. И прошлогодний рекордный минус в западных экономиках был обусловлен не столько их ограничительными мерами, сколько разрывом производственно-логистических цепочек с Юго-Восточной Азией. Другой вопрос, что коронавирус прервал поставки временно, а дипломатический и экономический разрыв с Китаем может прекратить их на неопределенно долгий период. Причем без альтернатив замены поставщиков в обозримом будущем. По той причине, что в ЕС и США нет производителей целого спектра продукции: в этих сегментах Китай если и не является монополистом, то ведущим мировым игроком точно.

Поэтому жесткая внешняя политика может обернуться для Литвы потерей экономической безопасности. Глава Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янулявичюс недавно сообщил: если санкции Китая заработают на полную мощность, то страна недосчитается около пяти миллиардов выручки — почти 10 процентов ВВП. В прошлом году литовский бизнес импортировал из Китая товаров на 1,2 миллиарда евро, причем две трети этого объема приходилось на продукцию производственного назначения. Нет сырья, оборудования, комплектующих — нет готового продукта, который выпускали литовские фирмы. И они уже сталкиваются со сложностями в поставках из КНР. Причем около 60 компаний уже испытывают почти катастрофические проблемы. Грубо говоря, скоро окажутся банкротами.

Кроме того, Вильнюс вымарал себя почти полностью с международной транспортной карты. В логистике важна надежность партнера, а не его политические взгляды. А именно с надежностью у Литвы и есть проблемы. Ибо Вильнюс умудрился пойти на конфронтацию по всем направлениям: с Китаем, Россией, Беларусью, обострить отношения с Брюсселем, который вынужден по ряду вопросов сотрудничать с США, но понимает пределы, за которыми экономические (да и политические) потери не компенсируют выгоды (если они есть) от взаимодействия с Вашингтоном. Конечно, транзитные потоки формировались десятилетиями, и в одно мгновение они не могут измениться. Но если уж торговая река меняет русло, это надолго. И повернуть его вспять если и возможно, то сложно и требует долгой кропотливой работы и больших усилий. Поэтому, проводя конфликтный внешний курс, литовские политики закладывают большие неопределенности не только на сегодня, но и на завтра и еще на долгие годы.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter