Над «Летучей мышью» нынешнего образца работает интернациональная группа во главе с Габором Миклошем Кереньи.
Полвека спустя
Многолетние поклонники оперного театра этому известию не удивятся. Наверняка кто-то еще помнит в афишах 1960-х эту оперетту в постановке дирижера Коломийцевой, режиссера Бровкина и художника Чемодурова. Отлично ее помнит и 93-летний заслуженный артист Беларуси Виктор Гурьев. А как же? В этой оперетте он впервые вышел на сцену любимого театра. Конечно, вчерашнему выпускнику доверили лишь мимансную роль. Зато в главных блистали тогдашние звезды Тамара Шимко, Тамара Нижникова, Исидор Болотин, Аркадий Савченко, у которых многому можно было научиться. «Иван Щетинин вообще был лучшим тенором, которого я когда-либо слышал», — говорит артист. Спектакль шел до 1966 года. Потом «легкий жанр», как часто называют оперетту, ушел со сцены Большого.И вот снова возвращение «Летучей мыши». Художественный руководитель театра Валентин Елизарьев считает, что эта постановка лишь разнообразит афишу:
— На мой взгляд, это одна из лучших классических оперетт. И я отношусь к ней как к серьезному жанру. Там музыка — один из лучших мировых образцов. Есть и серьезная драматургия. Неспроста ведь это произведение ставят на самых престижных оперных площадках.
От фильма лишь фрагменты
У нас в Большом ставить «Летучую мышь» доверили венгерскому режиссеру Габору Миклошу Кереньи, больше известному как Керо. И это не случайно. Начинал он как оперный режиссер, на родине ставил «Летучего голландца» Вагнера, «Макбета» Верди, «Фауста» Гуно и др. Позже, уже будучи художественным руководителем, директором и режиссером Будапештского театра оперетты и мюзикла, перешел в другой жанр: «Королева чардаша» и «Графиня Марица» Кальмана, «Страна улыбок» Легара… И, конечно же, «Летучая мышь» Штрауса. Сегодня Габор Миклош — художник мира. Его спектакли идут в Зальцбурге, Праге, Вене, Тель-Авиве, Бухаресте, Мюнхене, Санкт-Петербурге. В последнем, кстати, тоже была «Летучая мышь». Собственно, такое близкое знакомство с творчеством Штрауса-сына и стало поводом пригласить Керо в Минск:— Это будет немного другой спектакль, чем тот, что я ставил в Будапеште и Санкт-Петербурге. Во-первых, у вас очень солидный театр, у артистов хорошие голоса, а главное, горят глаза. Во-вторых, у нас интересная интернациональная постановочная команда. Еще важный момент. «Летучая мышь» — оперетта, но говорит о серьезном — о мести. К сожалению, и сегодня очень многие люди не чуждаются этого. Декорации и костюмы в спектакле не будут привязаны к какой-то эпохе. Но стиль будет современный: в артистах зрители будут узнавать знакомых им людей. По сути, мы покажем историю одной мести. Но все-таки главное у нас — музыка. И она великолепна!
Дирижер Иван Костяхин, участвовавший в первых репетициях, подтверждает: «Постановка Кереньи будет достаточно близка нашему времени. Конечно, она не про соцсети, интернет и мобильники... Но в то же время прилично отличается от фильма, снятого в 1979-м. Текст будет несколько иной, точнее, от киношного останутся фрагменты, например, знаменитая сцена вранья. В вокальных номерах, ансамблях текст также будет отличаться от привычного по фильму — не стоит забывать, что фильм-то русский, а режиссер у нас венгерский, логика поведения и взаимоотношений персонажей у него выстроена иначе.
На самом деле перед оперной труппой стоит непростая задача: окунуться в несколько иной жанр, в другую структуру работы. Музыканты привыкли мыслить в первую очередь в русле музыкальной драматургии. Здесь же режиссер прежде всего говорит о сценическом существовании внутри пьесы. Пьесы, органичной составной частью которой выступает прекрасная, пьянящая, как шампанское, музыка Штрауса. Это, повторюсь, несколько иное мышление, соприкосновение с которым, убежден, обогащает творческий багаж артистов».
Дух легкого авантюризма
Правда, есть еще одно «но». Конечно, в постановку приглашены артисты балета — какой же вальс без них? Но некоторым оперным певцам тоже придется танцевать. Да, уходят в небытие спектакли, где артисты статично исполняют свои арии. Сегодня певцов даже в консерватории учат танцевать. В последние годы в репертуаре Большого что ни спектакль, то все сложнее и сложнее сценические задачи. И надо отдать должное: в движении артисты не теряют вокального мастерства. Здесь же задача со звездочкой. Для этих целей в спектакль приглашена балетмейстер Ольга Костель.Сценография доверена Тамашу Ракаи. Он, кстати, придумал достаточно сложные декорации. Художником по костюмам назначена венгерка Агнеш Дярмати, которая работала в оскароносном фильме Иштвана Сабо «Мефистофель». Для новой постановки будет создано более 200 необычных нарядов. Итальянец же Джанлука Марчано уже хорошо знаком белорусским зрителям: он работал над «Тоской» и «Севильским цирюльником», да и вообще является главным приглашенным дирижером нашего театра.
Готовы ли почитатели Большого принять «Летучую мышь»? Дирижер Иван Костяхин считает:
— Существует такое мнение: минский зритель достаточно консервативен. Мол, к нам в Большой он ходит на оперу и балет, а на оперетту — в Музыкальный театр. Предсказывать сценическую судьбу спектакля всегда непросто. Бывают яркие постановки, интерес к которым после премьерных спектаклей отчего-то начинает потихоньку угасать. А случается и наоборот: в процессе репетиций не особо думаем о том, что постановке предстоит долгая жизнь, а она хорошо продается и долго любима зрителями. Меня радует, что у нас появляется и такой спектакль. Штрауса любят везде, не думаю, что в Минске будет иначе. Все-таки мы понимаем, что за исключением некоторой любимой и уважаемой нами категории эстетов-ценителей высокого искусства большинство зрителей приходят к нам в театр за праздником. «Летучая мышь» — праздник в квадрате, и уже одно это — достаточная причина снова оказаться в Большом. И, конечно, почувствовать в себе легкий дух авантюризма, которого нам порой не хватает в жизни, тоже не помешает.
stepuro@sb.by