Спектакль Полесского драматического театра «Послание из прошлого» рассказывает о трагедии Пинского гетто

Полесская хроника

В спектакле Полесского драматического театра «Послание из прошлого», который закрывал программу Республиканского театрального фестиваля «Перамога», талантливый актер и режиссер Павел Маринич выступил в трех ипостасях: как автор идеи, режиссер и сценограф. В этом смысле «Послание из прошлого» глубоко личный и авторский спектакль, обжигающий и оставляющий сильное эмоциональное впечатление. Жанр спектакля — «трагедия, основанная на реальных событиях, происходивших в Пинске, в одном действии». Его автор пропустил тему Великой Отечественной войны и Пинского гетто через себя, словно бы поставил себя на место героев и задал себе прямой вопрос: а как бы поступил я в тех обстоятельствах? Первая постановка состоялась в 2019 году, в феврале нынешнего года прошла премьера восстановленной версии с новым актерским составом.

Первыми зрителями восстановленного спектак­ля «Послание из прошлого» в свое время стали учащиеся учреждений образования Пинска.
фото Полесского драматического театра.

Спектакль начинается в наши дни и поначалу выглядит вполне современной историей: группа молодых людей решает укрыться от дождя в заброшенном доме, который встречает их вполне гостеприимно. Непрошеные гости находят старые вещи: патефон, одежду, корочку хлеба… Артефакты пробуждают общую генетическую память, заставляют вспомнить военные события и не только вспомнить, но и говорить о них — подробно и взволнованно. По-разному реагируют они на находки и на слова друзей. Так, Ваня (актер Иван Величко) до последнего не верит в происходящее, а Ольга (актриса Ольга Ермолаева) вдруг искренне и тонко пропускает через себя чужую боль и воспоминания. Мистическим образом герои переносятся в прошлое и оказываются сначала в довоенном, потом в оккупированном немецко-фашистскими захватчиками Пинске. Ход для современной культуры и фантастических произведений о различных «попаданцах» не новый, но в руках режиссера Маринича выглядит свежо, органично и убедительно. Еще один важный момент: молодые герои пьесы носят имена актеров, их исполняющих. Тем самым в общении исполнителей между собой возникает момент предельного личного контакта, общей достоверности, свойственной документальной драме.

Трагедия берет героев в кольцо неизбежно и неумолимо. Вторая часть спектакля полностью происходит в реалиях Пинского гетто. Режиссер признавался, что в работе над спектаклем обращался к документальной литературе, хронике из библиотек и архивов, свидетельствам, описанным очевидцами, чтобы воссоздать события точно и емко. В этой части возникает еще один персонаж — Старушка в исполнении талантливой актрисы Ольги Шендер. Актрисе достаются одни из самых тяжелых сцен в постановке, но она исполняет их мужественно, с достоинством. Символы зла и уничтожения — немецкий офицер (Андрей Дмитриченко) и немецкий солдат (Павел Дракин) получают садистское удовольствие от пыток, убийств, насилия… Эти образы сыграны, как и подобает, крупными мазками.

Монологи героев и трагические события в спектакле разбавлены интересной хореографией, игрой со светом, напоминающей о грани между добром и злом, светлыми и темными силами. «Мы хотели передать ужас тех событий, напомнив тем самым о недопустимости небрежного отношения к памяти, забвения прошлого, — говорил режиссер. — Ведь за годы войны население Пинска уменьшилось почти в 10 раз. Это эмоционально непростой спектакль — как для зрителей, так и для актеров». Главную задачу, которую ставил Маринич, — увлечь молодого зрителя военной темой, — безусловно, выполнить удалось.

Здесь виден масштаб всей трагедии, которую пережила Беларусь во время войны. И конечно же, к теме геноцида белорусскому театру следует обращаться системно и глубоко.

«Послание из прошлого» Полесского драматического театра выходит в финале на общечеловеческое и философское звучание. Мы видим кадры мирной Беларуси и понимаем, какую цену пришлось за это заплатить. Катарсис испытывают не только зрители, но и актеры, прошедшие это непростое испытание. Но, видимо, для того и нужен театр, чтобы напоминать о нашей общей боли и через пережитую боль вновь приходить к надежде, радости, чувству единения и желанию созидать и творить на родной земле без штампов, шаблонов и чужих подсказок.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter