Темой очередного выпуска ток-шоу «Экономическая среда» на телеканале «Беларусь 1» стала электронная коммерция, которая является устойчивым мировым трендом. Нашей торговле важно не отстать от современных тенденций, применять лучшие практики. При этом защитить потребителя. Как обстоит ситуация в нашей стране, рассказали эксперты, в числе которых министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, первый заместитель министра экономики Андрей Картун, директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли Вячеслав Драгун и первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев.
Новые правила интернет-торговли
С 11 июля в Беларуси вступили в силу изменения в Закон о торговле и общественном питании. Крупный блок изменений касается интернет-торговли. В чем суть этих изменений и на что они направлены, поделился министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.
Он отметил, что после принятия Закона о торговле и общественном питании было скорректировано и постановление Совета Министров № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли», в котором отработали всевозможные способы реализации товаров в соответствии с последними трендами.
— У нас в законодательстве прописано, что можно рекламировать товары, рассказывать о них в соцсетях, но это не есть продажа. Чтобы продавать товары, в торговом реестре должны быть зарегистрированы магазин либо онлайн-площадка в той или иной форме (маркетплейс, агрегатор и т.д.). Но обязательно должна быть государственная регистрация, — пояснил Алексей Богданов.
Основная задача, которую ставили перед собой разработчики закона, — приблизить онлайн-торговлю к традиционной торговле в таких позициях, как защита прав потребителей и доведение до потребителя объективной, честной информации о продавце, производителе товара и о самой онлайн-площадке.
В МАРТ систематизировали все жалобы, которые последние несколько лет поступали регулятору от пользователей интернет-площадок, различных интернет-магазинов, всевозможных платформ, маркетплейсов и агрегаторов. Поэтому в новом законе, по словам министра, были учтены вопросы и нюансы, которые беспокоили потребителей.
— Первое, что необходимо, — максимально подробно и качественно довести до потребителя информацию о самой площадке. То есть если раньше интернет-магазин это все делал, а агрегаторы и маркетплейсы нет, то теперь они тоже обязаны полностью давать информацию о себе как о площадке, которая продвигает чей-то товар или сама его реализует. Второе — обязательно должно быть описание товара, не просто его фотография, а полное описание, в том числе с указанием срока годности, если на такой товар он устанавливается, — акцентировал Алексей Богданов.
Также министр обратил внимание, что маркетплейсы — всего лишь посредники, которые не являются в полном смысле слова продавцами. Это просто площадки. Поэтому их обязанность сегодня сводится к тому, чтобы разместить полную информацию о продавце и в случае нарушения прав потребителей способствовать и организовать взаимосвязь между продавцом (либо производителем) и потребителем, а не просто оставаться в стороне.
— И кроме того, маркетплейсы обязали сделать на своем ресурсе специальное окно, куда гражданин, купивший некачественный товар, вправе обратиться с жалобой. И маркетплейс должен с этой жалобой работать, — подытожил Алексей Богданов.
Как открыть интернет-магазин?
Насколько в Беларуси выгодно продавать товары онлайн? На самом деле онлайн-торговля — достаточно рискованный бизнес, констатировал директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли Вячеслав Драгун:
— Это та же розничная торговля — необходимо провести колоссальную работу: заключить договоры с банками, производителями (если вы не производите товар, а предлагаете свои услуги по реализации), добиться необходимых цен, чтобы быть с какой-то маржой, выходить в плюс. К тому же товар нужно упаковать, грамотно выстроить логистику (как забирать с производства, где хранить, как доставлять покупателям или на площадку маркетплейса и т.п.).
Он добавил: если вы собираетесь работать не только в своем городе/районе, а выходить на другие, то нужно позаботиться еще и о соответствующих договорах с пунктами выдачи, почтой и т.п. И это все непростая работа.
— Если говорить о торговле, то вход в онлайн-бизнес, безусловно, обходится гораздо дешевле, чем открытие традиционного магазина розничной торговли. Здесь не нужно заполнять товарами прилавки, иметь какую-то «оборотку». Опять же, отпадает необходимость в аренде торгового помещения, достаточно иметь просто склад. Плюс скорость: интернет-магазин можно открыть, условно говоря, за 15 минут — подобрал подходящий проект сайта, и все, готово, — добавил первый заместитель министра экономики Республики Беларусь Андрей Картун.
Но другое дело — кто эти товары у вас купит? Современному потребителю нужны скорость и удобство. Тут без четко выстроенной логистики никак не обойтись.
Также есть вопросы с ассортиментным перечнем — не все товары, которые продаются в розничной сети, можно реализовывать в интернете.
— По ряду товаров мы нашли понимание с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, — заявил директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли, — они нас поддержали, отстояли в Правительстве. Это ювелирные изделия, биологически активные добавки, ветеринарные препараты, бытовая пиротехника. На сегодняшний день их можно продавать и через интернет. Но остается ряд позиций, которые на данный момент все еще нельзя продавать онлайн, — это алкоголь, табачные изделия.
Почему эти товары нельзя продавать на онлайн-платформах, объяснил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.
— Есть политика государства, — констатировал он, — ориентированная на здоровый образ жизни нашего населения. И поэтому мы в консультациях с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и другими заинтересованными пришли к общему мнению, что эта норма излишняя. Есть возможность пойти в традиционный магазин и приобрести там алкоголь и табак. Там гарантируется качество данной услуги и безопасность этого товара — там все проверяемо, есть акцизы и все остальное.
Соки, шоколад и не только: топ предпочтений в китайских онлайн-магазинах
К слову, Китай — один из мировых лидеров по уровню развития электронной коммерции. С удовольствием китайские покупатели приобретают и белорусские товары. О том, какие позиции пользуются наибольшим спросом, рассказал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев.
Чаще всего на онлайн-платформах китайские пользователи приобретают белорусский шоколад, в первую очередь горький, сообщил спикер. Также хорошо покупают соки: облепиховый и березовый.
Пользуется спросом и алкоголь — игристые, красные вина, чуть реже покупают крепкие алкогольные напитки.
— В Китае разрешена онлайн-торговля спиртными напитками, но с определенными ограничениями, — пояснил замгендиректора.
По состоянию на 1 августа в Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 30 279 интернет-магазинов
Онлайн-шопинг: как обезопасить свои покупки
— Первое, что необходимо сделать, — изучить сам сайт, интернет-ресурс, есть ли там информация о продавце, товаре, сроках годности, — пояснил Алексей Богданов.
Тем, кто боится попасть на удочку интернет-мошенников, министр рекомендует завести отдельную карточку для онлайн-покупок и переводить на нее какие-то небольшие суммы, которых будет достаточно для оплаты товаров и услуг.
— В случае какого-то нарушения всегда есть выстроенная защита прав потребителей, начиная от райисполкомов и администрации города Минска до Министерства антимонопольного регулирования торговли, которое в целом эту сферу регулирует, — заверил профильный министр Алексей Богданов.
Еще одним элементом защиты от недобросовестных продавцов, по словам первого заместителя министра экономики Андрея Картуна, является оплата за товар после его доставки. Вам привозят товар, вы его смотрите, убеждаетесь, что с ним все в порядке, что это именно то, что вы заказывали, и только после этого совершаете оплату наличными деньгами либо картой.
— Как правило, при больших посещениях, большом количестве подписчиков эти отзывы объективны, — резюмировал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев.
В ТЕМУКОМПЕТЕНТНОИнна ГАВРИЛЬЧИК, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ:
— Доверие потребителей — крайне важный фактор для развития интернет-торговли. Сегодня, за исключением спорных моментов выставления на продажу товаров в соцсетях, в Беларуси создано законодательство, регулирующее сферу интернет-торговли, которое фактически обеспечивает защиту прав потребителей на том же уровне, что и в любом традиционном стационарном торговом объекте.
ТОЛЬКО ЦИФРЫНаталия ЧЕРЕПОВИЧ, заместитель начальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ:
— По состоянию на 1 августа в Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 30 279 интернет-магазинов, это на 1,2 процента больше, чем в начале года. 55 процентов от их общего количества принадлежат юридическим лицам, остальные — ИП.
На прошлой неделе регулятор подписал дорожную карту с дочерней компанией ООО «Вайлдберриз» ООО «ИМВБРБ».
Как сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства, в развитие соглашения о сотрудничестве между дочерней компанией ООО «Вайлдберриз» ООО «ИМВБРБ» и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь состоялось подписание дорожной карты по его реализации.
Документом предусмотрены мероприятия, способствующие развитию инфраструктуры электронной торговли в стране, совершенствованию ее правового регулирования, повышению эффективности взаимодействия между маркетплейсом, продавцами и покупателями, созданию новых рабочих мест, обеспечению доступа жителей малых населенных пунктов к сервисам электронной торговли, повышению узнаваемости и росту продаж товаров, произведенных в Беларуси, и иные.