История Куликова интересна не только как пример еще одной судьбы, изломанной самим человеком по причине собственной глупости. Сколько их уже было… Но этот случай служит еще одним ярким фрагментом небезопасной мозаики, складывающейся в последнее время. Если взглянуть на такой пазл в целом, то он дает нам очередной повод для серьезной настороженности.
Алгоритм вербовки
Биография Куликова дает вполне ясное представление о его личности. Увлекался спортом, благодаря чему служил начальником охраны развлекательного заведения в Могилеве. Неоднократно участвовал в драках, задерживался за размещение неонацистской символики в одной из социальных сетей. Именно этот факт послужил причиной бегства в Украину: изучив кодекс, великовозрастный (ему 53 года) лоботряс понял, что за такие художества вполне можно лишиться свободы. И попросту бежал от ответственности. Хотя в фильме говорит, будто внезапно стал приверженцем украинского национализма.Чтобы получить визу для выезда в Польшу, Куликов связался с одним из руководителей террористической организации BYPOL Азаровым. Тот подсказал, что нужно явиться в польское консульство в Москве. Одновременно будущий наемник заполнил анкету для вступления в «полк, состоящий из белорусских добровольцев».После приезда в Варшаву Куликов отправился в так называемый «Белорусский дом». По его словам, карточка с номером для записи в «добровольцы» висела прямо на воротах этого здания. Куликов позвонил по указанному телефону, и ему назначили день собеседования. Когда прибыл на встречу, обратил внимание на большое количество комплектов военной формы в помещении.
Спустя короткое время наемников, которые обратились в «Белорусский дом», отправили в Украину. Чувствовалось, что механизм этой отправки хорошо отлажен: польскую границу завербованные прошли без проблем.
А дальше у новоиспеченного «украинского националиста» начали открываться глаза.
Кулак как главный мотиватор
В «полку» Куликов увидел совсем не то, на что рассчитывал. Например, в учебном центре под Киевом он впервые столкнулся с физическими наказаниями новобранцев. Инструкторы из числа украинцев просто избивали провинившихся наемников. «Я считал, что в украинской армии, ассоциирующей себя с западной, не может быть такого. Не было возможности уйти, уходить никому особо не давали», — говорит в фильме Куликов. Также избиениям подвергались те, кто отказался выезжать на похороны одного из командиров «полка».Дальше Куликов обнаружил, что в командовании «полка» много людей, которые заботятся прежде всего о собственных интересах и карманах. «Общая идея руководства «полка» — улучшение своего финансового положения, — считает наемник. — За счет того, что идет продажа формы и оборудования. Может быть, даже и оружия. Мое ощущение, что там пилятся деньги, которые уходят на личные нужды командиров».При этом не всем новичкам досталась форма. Впоследствии вышло, что люди, не получившие обмундирование, покупали его за свой счет. К тому же Куликова поразило, что на похороны одного из командиров «полка» так называемый пресс‑секретарь приехала на иномарке, в то время как сами боевики «перебиваются с хлеба на воду».
Также откровением явилось для него состояние наркотического опьянения, в котором пребывали некоторые белорусские наемники. По словам Куликова, у них были расширены зрачки и они вели себя неадекватно. Такое встречалось и среди новобранцев.
Наконец, главным открытием стали потери среди боевиков «полка». Как рассказал Куликову один из украинцев, они составляют около 80 процентов. Наемник считает, что именно поэтому его вынуждали как можно быстрее заключить контракт. А шанс быть убитым оказался весьма высок: об этом можно судить по кровожадным планам командиров. Куликов рассказал, что во время беседы со вновь прибывшими наемниками один из главарей говорил о том, что хочет вернуться в Беларусь в другом статусе. Боевики «вдохновились» событиями в Брянской области, куда проникла украинская диверсионно‑разведывательная группа. «Настрой у них был достаточно воинственный, возможно, в планах у них было что‑то большее», — считает Куликов.
Угрожающая мозаика
О чем «большем» мечтают террористы, детально показала их недавняя сходка в Киеве. Мы уже рассказывали (причем с аудиозаписями отдельных выступлений), как они обсуждали свои грезы насчет развязывания войны в Беларуси. И как некоторые украинские депутаты активно поддерживают эти вожделения.Теперь смотрите, что получается.
У нас уже были пресечены диверсии на железнодорожных путях, организованные местными радикалами. Предотвращена попытка уничтожить военную инфраструктуру в Вилейском районе. Задержаны участники вооруженных банд Автуховича и Олиневича. Разоблачен украинский агент Швец, пытавшийся взорвать самолет в Мачулищах.
Мне кажется, на фоне этих событий мы преждевременно расслабились. Поверили, что люди, желающие нам зла, уже убедились в бесплодности своих попыток. Да, наши спецслужбы доказали, что способны дать по рукам любому экстремисту. Но повод ли это для преждевременного успокоения? Понимаем ли мы в полной мере опасность, которая прямо сейчас складывается вокруг нашей страны, наших семей, любого из нас?На фоне нашей умиротворенности, возникшей за годы после подавления мятежа, происходит антибелорусское сборище террористических организаций в Киеве. Продолжает работать отлаженный механизм вербовки и отправки в Украину «добровольцев», чье командование не скрывает планов по вооруженному нападению на Беларусь. Совсем недавно агентом СБУ и ГУР МО Украины В. Бородием был создан (и вовремя перекрыт) канал переброски в Беларусь взрывчатки и оружия, причем не только легкого стрелкового. В задачу Бородия входило создание у нас так называемого партизанского движения, вооруженного ПЗРК, гранатометами, взрывными устройствами. Засылка в Беларусь боевика Куликова из «полка Калиновского» — тоже из ряда аналогичных событий. Как и подрывы в России двух грузовых составов, также организованные белорусским террористом.
Перечисления только этих фактов уже достаточно для понимания, что успокаиваться нам, мягко говоря, рановато. В покое нас, как неоднократно предупреждал Президент, не оставят. Напротив, чем ближе мы к важным электоральным кампаниям 2024 — 2025 годов, тем активнее будут предприниматься попытки раскачать страну и снова одурачить народ. Как извне, так и «спящими ячейками» внутри общества.
В такой ситуации нельзя легкомысленно рассчитывать только на спецслужбы. Они‑то, как обычно, постараются отвести беду от всех нас. Но без нашей бдительности и понимания остроты складывающейся обстановки каждым гражданином им будет сложнее это сделать.