Собор Святых Бориса и Глеба.
На улице Почтовой
Какой храм на белорусской земле самый древний? На ум почти наверняка придет Евфросиниевская церковь в Полоцке или Коложская в Гродно. Но XII век подарил нам много больше. И пусть до века XXI сохранилось не все — прошлое не уничтожить, даже если дотронуться до него уже нельзя.На холме, где сегодня возвышается собор Святых Бориса и Глеба, стоял когда-то древний храм из туфовых блоков со вставками плинфы (обожженного кирпича). Фрески, пол из керамических плиток разной формы, галерея вокруг — жаль, что нам остается лишь фантазировать, как это было красиво... Что случилось со зданием, история умалчивает, зато точно известно, что на его фундаменте в 1517 — 1519 годах и возвели Борисоглебский собор. Спонсором строительства стал князь, гетман ВКЛ Константин Острожский.
Тогда же в церкви появились схожие с трехмерными фигурами узорчатые своды под потолком. Те самые, что привлекают сегодня взгляды и туристов, и паломников. Ощущение, будто не через порог перешагнул, а переместился во времени — никаких пестрых цветов, золотых киотов, богатого убранства. Все просто, но оттого почему-то еще более притягательно, величественно.— Уникальность храма — в архитектуре, — подмечает мой любопытный взгляд настоятель, протоиерей Николай Косяк. — Основных направлений здесь три. Изначально была готика. Позже появились элементы барокко — в 1620‑м, когда церковь отошла от униатов и при ней основали женский базилианский монастырь. А в 1839‑м храм вновь стал православным, его перестроили в псевдовизантийском стиле (появились, например, башни с луковицами). После Великой Отечественной войны в здании разместили Гродненский государственный архив, но в 1990‑м собор вернулся к верующим. С тех пор службы здесь не прекращались.
Протоиерей Николай Косяк.
Так коротко и емко описывают многовековую историю белорусской реликвии. Пробелов в ней достаточно, но есть в этом свой шарм. Его особенно чувствуешь, когда смотришь (даже не глазами верующего, а просто любопытного человека) на две большие иконы недалеко от входа. Слева — Богородица с младенцем на руках. Образ сильно потемнел от времени, не разглядеть детали. Но этот взгляд… Сильный и одновременно спокойный, а от лика — лучи света. Справа — изображение святых страстотерпцев Бориса и Глеба: будто рассказывает перипетии их земной жизни и демонстрирует выбор, который два благочестивых брата сделали в пользу жизни небесной.
— Сведений об этих иконах совсем немного, — ожидаемо добавляет батюшка. — Известно лишь, что появились они в XIX веке, еще во времена униатов. Где хранились образы, пытался ли их кто-то уничтожить, прятали ли их — остается только предполагать. Но мы их считаем главной святыней храма.
Как человек может понять, насколько икона чудотворна? Часто намоленные образы видны сразу — по драгоценностям, которые приносят верующие в благодарность за помощь. Но в новогрудском соборе такой традиции нет — прежде всего из соображений безопасности. Хотя, может, это и к лучшему.
— Каждая икона имеет возможность быть чудотворной, вне зависимости от того, на бумаге она написана, на дереве или на золоте, — объясняет отец Николай. — Нужно понимать, что не сама икона помогает, а первообраз — тот, кто на ней изображен. Мы ведь не идолу поклоняемся, а молимся святому.
Икона Святых Мучеников-Страстотерпцев Благоверных Князей Бориса и Глеба.
Ценности воспитания
Приход Борисоглебского собора отличают люди, увлеченные стремлением к познанию. Без напускной скромности отец Николай признается: удачнее всего получается работать с молодежью.— Мы организовали движение, ему уже больше 10 лет. Проводим балы в местном Доме культуры, за эти годы дети выучили полсотни танцев. У нас крепкая воскресная школа: почти 70 воспитанников от 5 до 15 лет. А еще создали клуб «Пересвет» (в честь русского монаха-воина, участника Куликовской битвы Александра Пересвета), где молодежь занимается рукопашным боем. Собираемся раз в неделю в спортзале одной из школ и изучаем приемы самозащиты. Тренирует мастер с черным поясом по карате.
— Это разве по-христиански — драться? — удивленно уточняю у батюшки.
— Наш девиз: душу — Богу, жизнь — Отечеству, честь — никому. Рассказываем детям о вечных ценностях, как любить и защищать Родину. Говорим о жизни святых воинов, полководцев — надо уметь постоять за себя, сейчас это как никогда актуально. Хотя главный принцип, которого придерживаемся: если это возможно, драки лучше избежать.
— А если нет, бей первым?
— Если невозможно избежать, надо убежать, — улыбается священник.
— Но как же фраза из Нагорной проповеди Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую»?
— Расскажу реальный случай. К одному священнику подошел парень, попросил поговорить. И внезапно — бац тому по лицу. А батюшка — бывший боксер. Тут же цитирует: «Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено», — и хук справа. Парень улетает под скамейку. Бабушки сбегаются: «Отче, что тут происходит?» А стоящий неподалеку диакон с важным видом отвечает: «Евангелие толкуют» (смеется). Смысл в том, что подставлять щеку можно до определенного момента.
— Как понять, что обидчик перешел черту?
— Митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими». То есть людей, которые лично тебе причиняют боль, нужно прощать или хотя бы стремиться к этому. Врагов Отечества истинный христианин сокрушать обязан. Ведь сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Ну а от того, кто хулит Бога, нужно отстраняться, избегать и ничего общего с ним не иметь.
— Если человек увидит, что ты бесконечно прощаешь и не даешь сдачи, не станет ли он этим пользоваться?
— Знать, что спокойно можешь дать отпор, но при этом смириться и сказать: «Прости, брат, я виноват, что искусил тебя», — это проявление силы. Апостолы спрашивали Христа, как часто нужно прощать — семь раз в день? А Господь им отвечал: 77 раз. То есть прощать нужно всегда. Такие поступки имеют благотворный эффект, смягчают сердце. Совесть не даст покоя обидчику, и он будет вынужден исправиться. Так действует благодать.
Богу — о детях
Говоря о молодежи, отец Николай не скрывает, что TikTok и Instagram испортили мироощущение:— Интернет меняет сознание людей. Сейчас дети совсем другие, нежели 10 лет назад. Раньше были более заинтересованы в походах, слетах, а теперь их завораживает виртуальная жизнь. Получается ли исправить ситуацию? Пока мы только сеем, а что будет в итоге — покажет время.
Важно, чтобы дети не боялись батюшку и храм, знали, в какую сторону дверь открывается. Понимали, что церковь — это не просто культовое здание, где можно приобрести свечи. Это духовная лечебница. У каждого бывают трудности, проблемы: при встрече с ними нужно знать, как поступить и куда идти.— Не впервые слышу, что в храм приходят, чтобы излечиться. Разве это не формирует потребительское отношение?
— Богу не нужны наши свечи и записки. Он говорит: «Сыне, дай мне твое сердце, а я отдам тебе всего себя». Он лишь просит, чтобы мы открыли ему свое сердце. Когда там чисто и светло, Богу приятно. А когда там груз, от него нужно избавиться. Исповедь, причастие — это доступно, бесплатно. Было бы желание и вера.
|
— Сегодня многие созрели: думают, анализируют, что происходит в мире, и приходят в церковь осознанно. Бог стучится к нам тремя способами: шепотом любви, голосом совести и рупором страданий. Кто раньше услышит, например в детстве, тому повезло. На своем опыте убеждаюсь: если ребенок получил благодать, как бы там ни сложилась жизнь, в нужное время он все равно вернется к Богу. Иногда к старцам приходили матери и плакали: «Помогите, погибает дитя». А те отвечали: «Не может быть, чтобы погибло дитя, за которое пролито столько слез». В чем суть этой мысли? Нам надо чаще Богу говорить о детях, чем детям о Боге. Молиться, и тогда Господь потихоньку будет действовать. Потому что просто взять и переделать человека, выдернуть его из грязи, очень сложно. Молитесь, Бог все управит.
Не на ум, а на сердце
Житие Бориса и Глеба, в честь которых освящен собор, красноречиво демонстрирует, что такое та самая любовь, прощение и смирение, к которым стремятся христиане. У Бориса было хорошее воспитание и образование, он любил читать и с детства мечтал уподобиться кому-то из святых угодников. И хотя он пользовался поддержкой народа и войска, все равно уступил старшему брату, который в борьбе за трон приказал его убить.— Борис не поднял руки на брата, говорил, что его нужно почитать, как отца, — толкует житие священник. — Для Руси это было непонятно, ведь там действовал принцип — око за око. Глеб поступил так же. Оба решили исполнить христианский долг, не противиться злу.
Ведь не зло победит зло, а только любовь. Эта история учит нас любить и быть миротворцами. Сейчас, когда страдают братские народы, как никогда нужно молиться за мир.Господи, умножь в нас веру, просили апостолы. А он отвечал: «По вере вашей да будет вам». Так что если мы верим, что Господу все возможно, он это даст. Может, нам и жизни не хватит, чтобы достичь такого состояния, но мы должны стремиться.
— Борису и Глебу как раз молятся о даровании крепкой веры…
— Да, часто люди приходят в церковь впервые и будто на крыльях летают — это благодать. А потом наступает упадок. В этот момент нужно себя понуждать, тогда истинная вера вернется.
— Разве так важно заставлять себя ходить в храм? Бог в душе — будут парировать вам некоторые.
— Кому церковь не мать, тому Бог не отец. В храме возносится молитва о мире всего мира, а не только каждый сам за себя просит. Кто-то может сказать, что не понимает по-церковнославянски. Но молитва действует не на ум, а на сердце. Когда посланники князя Владимира, выбирая веру, зашли в церковь, разве они понимали что-то по-гречески? Уверен, ни одного слова. Но, вернувшись, сказали: «Княже, не знаем на небе ли мы были или на земле». Кстати, в древности, когда действовали церковные каноны, было правило: если три воскресенья подряд без уважительной причины человек не пришел на службу, он отлучается от церкви. Сейчас такого нет: хоть раз-два в год заглянул, уже молодец. Но мне нравится, что наш народ почитает предков — в поминальные субботы люди посещают могилки. То есть у нас связь между живыми и умершими крепкая, а вот за границей эти традиции утрачены. В идеале надо быть в церкви каждое воскресенье, тогда Господь нам даст такую благодать, что захочется любить, жить, добро творить. В другом месте мы ее не получим.
— А еще святым страстотерпцам молятся о мире в семье. Но сейчас к нам все больше проникает философия чайлдфри и открытых браков. К чему, с точки зрения христианства, это ведет?
— В пропасть — если мир не изменится. Слава Богу, в нашем государстве есть осознание, что семья и ценности должны быть нормальными, а не «радужными». Взгляды Церкви и государства совпадают, нам вместе есть над чем работать. Как говорил один священник, патриотизм невозможен без нравственности, иначе это будет шовинизм и фашизм. И так в любой области. Семья без нравственности тоже не может существовать, на одном удовольствии далеко не уедешь. Когда мы это поймем, все изменится. А если не поймем, Бог будет нас спасать, сколько сможет. Нам, современным христианам, не нужно истязать себя веригами, спать на сырой земле, на камнях. Как иначе спастись? Без ропота переносить трудности, которые встречаются на пути. Если скорби даются, нужно через них пройти, очиститься, окрепнуть. Мы пересмотрели столько ужастиков и фантастики, что уже никого не напугаешь чертями и сковородками. Но Бог — это любовь, а страх Божий — это боязнь обидеть любящего. И еще важно помнить одну мысль: первым в рай попал разбойник, потому что покаялся, пусть даже в последние часы своей жизни. Так что пока мы живы, у нас есть шанс.
glushko@sb.by