Миграционная политика ЕС поставила под угрозу будущее Шенгенской зоны

Пограничный синдром

Ситуация на западных границах Беларуси остается напряженной. Соседи не спеша оформляют и пропускают автомобили и автобусы, собираются огромные очереди, и людям порой приходится ждать сутками. Одновременно вдоль реки Буг началось возведение высокотехнологичного электронного заграждения — по решению польских властей на почти 200-километровом участке границы будет установлено 1800 столбов с многочисленными камерами, датчиками и тепловизорами. К чему готовятся участники Шенгена?

Очередные тяготы

Заложниками ситуации становятся не политики или чиновники, а обычные люди, в первую очередь граждане Беларуси и Польши. Хотя каких только машин нет в огромнейших очередях: немецкие, бельгийские, литовские, латышские, французские… Причем во многих автомобилях находятся маленькие дети и даже младенцы, но польский беспредел беспощаден ко всем одинаково. Между Польшей и Беларусью существует шесть пунктов пропуска, но сейчас открыто только два: «Брест» («Тересполь»), который используется лишь для легкового транспорта и автобусов, и «Козловичи» («Кукурыки») — для грузовиков. 

С Литвой ситуация аналогичная. Из шести переходов тоже работают лишь два: «Каменный Лог» («Мядининкай»), и «Бенякони» («Шальчининкай»). И опять же нескончаемые потоки двадцатитонников. На границе с Латвией открыт один пункт «Григоровщина» («Патерниеки»), где также скопились сотни фур. Более того, наши балтийские соседи ввели пограничную фильтрацию по номерам — въезжать на их территорию машинам с белорусскими регистрационными знаками нельзя.

Как отмечает официальный представитель Брестской пограничной группы Сергей Дмитриев, на белорусской стороне машины проходят все виды контроля достаточно быстро, но они вынуждены выстраиваться в огромную очередь в ожидании пропуска на польскую территорию. Соответственно, белорусские пограничники в такой ситуации не могут запустить очередную партию, пока проверенные автомобили не покинут пункт пропуска. А польская сторона работает крайне неритмично. Кроме того, бывают такие периоды в течение суток, когда она вообще не принимает ни одной машины. 

При технической возможности пропускать в свою сторону до 70–75 транспортных средств в час поляки ограничиваются 3–5. На нашей стороне есть точки общепита, можно запастись водой, на границу подъезжают волонтеры Красного Креста, есть биотуалеты. Условия, конечно, довольно скромные, но, как отмечают водители, на польской стороне и этого нет. Как заявил глава внешнеполитического ведомства Польши Радослав Сикорский, закрытие границы — суверенное право властей. Остается только добавить: плевать им на свой народ, как, в принципе, и на интересы всего Евросоюза. 

Таможенный вопрос

Плюс ко всем мытарствам сегодня из Польши запрещено вывозить бытовую технику, электронику, запасные части и т.д., а обратно — товары белорусского и российского производства с особым акцентом на сигаретах и алкоголе. Как сообщили на таможенном посту «Варшавский мост», польская сторона допускает провоз лишь продуктов питания и лекарств для личного пользования. 

Таможенные органы Беларуси своевременно оформляют автомобили и товары в обоих направлениях. Но факт остается фактом — стабильная работа на границе возможна только при должных усилиях двух сторон. 

Как заявил председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский, закрытие пунктов пропуска и умышленное препятствие сопредельными странами движению белорусских грузов отразились на таможенной ситуации. В связи с этим меняются технологии и подходы. Самое главное — максимальная поддержка наших предприятий в их переориентации на Восток. Логистика стала более сложной и многоступенчатой: совершенствуются технологии, которые помогут оформлять грузы из любого таможенного пункта, где есть свободные сотрудники. Более того, в случае необходимости оформления в ночное время существуют круглосуточные пункты. Как подчеркнул глава ведомства, таможня стала более мобильной и более доступной для отечественного бизнеса. 

Германия опускает шлагбаум

Миграционный кризис продолжает лихорадить не только польские, но и немецкие границы. Раздор в европейской семье поставил под угрозу действие Шенгена: Берлин распорядился ввести меры контроля на всех сухопутных границах Германии для сдерживания потока мигрантов и в целях борьбы с террористической опасностью. Одна из самых развитых и влиятельных стран ЕС фактически говорит мигрантам: «Стоп, мы больше не можем». 

Недавно глава немецкого министерства внутренних дел Нэнси Фезер сделала заявление, которое можно без преувеличения назвать историческим. В официальном письме, адресованном Еврокомиссии, она сообщила, что ресурсы страны по приему мигрантов и беженцев практически исчерпаны. И проблема здесь гораздо глубже, чем просто огромное количество прибывающих людей. Фезер говорит об усиливающейся дисфункции всей европейской системы приема беженцев. 

Дублинская система, согласно которой ответственность за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища лежит на тех государствах ЕС, куда мигранты въезжают, изначально оказалась неэффективной. Страны, расположенные на внешних границах Евросоюза, такие как Италия, Греция, Испания, оказались под огромным давлением и не справляются с наплывом мигрантов. Поэтому часто закрывают глаза на их дальнейшее продвижение дальше, вглубь Европы. В итоге основная нагрузка ложится на страны, которые считаются наиболее привлекательными для мигрантов, и Германия здесь стоит на первом месте. Решение немецких властей всерьез озадачило Варшаву, где заявили о недопустимости возобновления Германией пограничного контроля. Туск беспокоится, что сегодня Польша нуждается в помощи по защите внешних границ ЕС, а не в контроле на польско-германской границе. И это естественно, ведь где будут оседать те, кого немцы развернут на своих рубежах? 

Кризис на границах стран Евросоюза — это не просто проблема отдельных государств, а глобальный вызов, требующий таких же по масштабам мер. В общей европейской системе изолированные решения отдельных стран больше не работают. Настало время для радикально нового подхода к урегулированию кризиса, который будет учитывать не только нацио­нальные интересы, но и глобальные тенденции. 

Юрий Шевцов, политолог:

— В Германии сложная внутренняя политика. Недавно на местных выборах произошло усиление ультраправых, которые выступают против активной роли ФРГ в украинской войне. Такие шаги, как введение пограничного контроля, показывают уступки германского федерального руководства своему «поправению». То есть немецкое общество стремится за счет усиления своего национального суверенитета уменьшить зависимость от Брюсселя, от тех сил, которые вовлекают немцев в конфронтацию с Россией. Кроме того, на территории Польши возникла и функционирует мощная сеть по нелегальному трафику людей. 

В ТЕМУ

Как сообщил начальник Брестской таможни Сергей Якута, работы по строительству зон ожидания для выезда за границу вблизи пунктов пропуска на белорусско-польской границе завершатся в 2025 году. В зоне возле «Козловичей» можно будет разместить до тысячи грузовиков, а по «Варшавскому мосту» — около 500–600 легковых автомобилей и автобусов. Современная зона ожидания не только место для стоянки автомобилей. Это в том числе и условия для отдыха и досуга пересекающих границу, а также необходимые условия для ремонта транспортных средств. Также в автодорожном пункте пропуска «Козловичи» монтируют новый инспекционно-досмотровый комплекс. Там пересекают границу грузовики, которые следуют в Евросоюз и на территорию Евразийского экономического союза. Постоянно растущий транспортный поток требовал принятия мер для увеличения пропускной способности. В результате были проведены три реконструкции. Последняя завершена в прошлом году. 

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter