Служба охраны госграницы Литвы зафиксировала рост количества нелегальных мигрантов. И поспешила обвинить в этом Беларусь. Будто бы мы целые самолеты, прилетающие из Багдада в Минск, после приземления пересаживаем на автобусы и везем на границу, чтобы мигранты дружной компанией перебегали в Европу. Литовские пограничники направо и налево раздают интервью местным СМИ, не стесняются в выражениях, обвиняя белорусских коллег в непрофессионализме. Оправданны ли эти выпады и как на самом деле развивается ситуация с охраной границы? К разговору мы пригласили человека, который знает все в подробностях, — Андрей Филатов, начальник первого главного управления Государственного пограничного комитета. Он в пух и прах разносит все эти заявления.
Попытка переложить ответственность
К сожалению (или к счастью), наша страна не может влиять на внешние факторы, которые способствуют незаконной миграции. Ситуация в странах миграционного риска остается напряженной, у миграционных потоков есть сезонный характер, к тому же нельзя забывать о том, что коллективный Запад наращивает санкционную политику в отношении нашей страны. Абсолютно забывая о последствиях, в том числе в деле обеспечения пограничной безопасности Беларуси. Эти и другие факторы оказывают закономерное влияние на обстановку на границе. И так было всегда. Поэтому логично, что рост числа незаконных мигрантов зафиксировали не только литовские пограничники, но и белорусские.Так, за пять с половиной месяцев 2021 года органами пограничной службы как непосредственно на границе, так и в тыловых районах задержано более 320 иностранных граждан, которые намеревались незаконно проникнуть в страны ЕС вне пунктов пропуска, в том числе в Литовскую Республику — 234.— Когда читаешь интервью наших коллег в других СМИ, возникает диссонанс: с одной стороны, они заявляют, что у них нет доказательств того, что белорусская сторона причастна к росту нелегальной миграции, а с другой — продолжают риторику голословных обвинений, в том числе пытаясь дискредитировать профессионализм белорусских пограничников. Возникает вопрос: с какой целью это делается? — размышляет Андрей Филатов.
Андрей Филатов.
Такие громкие заявления и перекладывание с больной головы на здоровую свидетельствуют о том, что литовская сторона просто не в силах справиться самостоятельно с охраной своих границ?
— Мы не можем с уверенностью говорить и тем более рассуждать о проблемах, существующих в пограничных ведомствах сопредельных стран, — продолжает собеседник. — Вместе с тем, судя по словам официальных лиц литовской погранслужбы, на границе со стороны Литвы есть конкретные напряженные точки. В частности, литовские заставы, участки которых в настоящее время не контролируются современными системами наблюдения. Признавая и публично заявляя об этом, литовские коллеги пытаются переложить ответственность за несовершенство технической охраны на белорусских пограничников.
Надуманные поводы
Белорусские пограничники при всей своей суровости честно заявляют: слышать от коллег подобное просто обидно. Ведь всем очевидно, что эти высказывания продиктованы исключительно политической конъюнктурой.— На фоне происходящих событий европейские страны практически ежедневно находят надуманный повод, чтобы упрекнуть не только пограничную службу, но и другие ведомства Беларуси. Несмотря на все недобрососедские заявления, цитируемые некоторыми СМИ, хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что органы пограничной службы охраняют границу профессионально и выполняют обязательства в рамках международных договоров и соглашений с сопредельными государствами. В том числе прилагается максимум усилий для предотвращения целенаправленных и хорошо организованных маршрутов нелегальной миграции, особенно в условиях пандемии коронавируса, острой нехватки ресурсов и инженерного оборудования на границе с Литовской Республикой, — акцентирует Андрей Филатов.
А ведь до определенного момента двусторонние отношения были конструктивными. Реализовывались масштабные совместные проекты для повышения надежности охраны границы. Однако недавно ЕС приостановил все проекты международной технической помощи Беларуси, в том числе направленные на развитие технического компонента на совместном участке границы. По информации нашего пограничного комитета, такое решение в большей мере было инициировано литовской стороной. А это значит, что еще больше мигрантов сможет безнаказанно пересечь границу Евросоюза. Примечательно, что на днях в СМИ была опубликована информация о том, что для МВД Литвы выделены дополнительные 11,5 миллиона евро на охрану границы с Беларусью. К счастью, позже одумались и от этой идеи решили отказаться. Но озвученная мысль свою роль в качестве информационной бомбы сыграла.
Охраняем границу с Латвией и Литвой мы вместе уже не первый год. За это время были выработаны определенные договоренности, в которых четко прописано, кто и какой участок охраняет.— Образно говоря, — поясняет Андрей Филатов, — на отдельных участках концентрация усилий осуществляется попеременно на территории то одного, то другого государства (как бы в шахматном порядке). С учетом изменений обстановки точки концентрации усилий могут меняться, это в том числе связано с активизацией противоправной деятельности на том или ином направлении.
И вот еще один любопытный факт. За 2016—2018 годы со стороны литовского участка органами пограничной службы было задержано более 45,3 кг наркотических средств. А за последние полтора года — уже 375 кг наркотиков. Но белорусские пограничные службы не спешат обвинять в этом литовских коллег и плакаться СМИ. Просто потому что они — профессионалы.
ФАКТ
11 июня в Вороновском районе пограничным нарядом задержаны пятеро граждан Ирака, в том числе один несовершеннолетний, пытавшихся незаконно проследовать в Литву. Группа нарушителей преодолела сигнализационный комплекс, однако к границе подойти не успела. А месяц тому в Браславском районе военнослужащими Полоцкого погранотряда выявлены сразу 25 нелегальных мигрантов, в том числе 21 гражданин Ирака, планировавших незаконно попасть в Литву.
К СВЕДЕНИЮ
Руководство Литвы совершило ошибку, когда пошло на конфронтацию с Минском, так как в результате это привело к проблеме на границе, заявил бывший литовский министр внутренних дел Гинтарас Фурманавичюс. «На мой взгляд, хорошие отношения с нашими соседями были бы наиболее полезны для укрепления безопасности границ. К сожалению, нынешнее правительство избрало путь конфронтации, поэтому единственное реальное решение осталось — увеличить количество пограничников», — цитирует Фурманавичюса Respublika. По словам политика, пример строительства стены между США и Мексикой доказывает неэффективность такой меры в борьбе с незаконной миграцией. «Когда бывший президент США Дональд Трамп намеревался построить границу на границе с Мексикой, все посмеялись над ним. Сейчас наши правители говорят о том же с серьезными лицами, хотя ясно, что такое решение не даст желаемого эффекта», — уверен экс-глава МВД Литвы.
Светлана ИСАЕНОК.
Черта интересов
Как обстоят дела на границе с Евросоюзом
Живем в интересное время. Со стороны Евросоюза то и дело приходят новости одна занимательнее другой. То пикетирующие на дорогах блокаду для въезжающих в нашу страну грузовиков устраивают, то страна-соседка объявляет о готовности построить разделительную стену, то западные дипломаты декларируют «упрощение» визового режима, предлагая белорусам пройти квест по поиску неких мидовских сотрудников, которым теперь вроде бы вменено в обязанность удаленно заниматься выдачей разрешений на въезд. Создается впечатление, что авторы подобной «информации» очень хотят быть замеченными и определенно рассчитывают на реакцию как минимум среди жителей приграничья.Протест для картинки
По дороге из агрогородка Пограничный на пункт пропуска заворачиваем в придорожный магазин. Приветливая продавщица с удовольствием включается в разговор о современных реалиях. Шутка ли — их местечко недавно было в центре внимания благодаря пикетам на польской стороне, участники которых якобы не пропускали фуры в Беларусь. Внезапно она фыркает:— Знаем мы эти «акции». Заходил к нам один дальнобойщик, из наших, белорусов. Рассказывал, остановили его на дороге люди и просят: вы, мол, постойте немного, а мы сфотографируем, как будто мы вас не пускаем. Парень не согласился и поехал дальше.
Не заметили каких-либо изменений в плотности потока грузовиков и на самом пункте пропуска «Берестовица». Работа здесь шла в привычном интенсивном ритме. Количество груженных товаром фур, въезжающих в нашу страну, сегодня настолько велико, что отдыхать не приходится ни пограничникам, ни таможне.
Дальнобойщик Павел, следующий из Нидерландов в Россию по территории нашей страны, дает высокую оценку работе белорусских таможенников. Из-за огромного количества желающих въехать в Беларусь ему пришлось дожидаться оформления почти полсуток. Но, говорит, без должного уровня организации и дисциплины, которые демонстрируют инспектора таможенного поста, ему пришлось бы ждать намного дольше.
Они с плакатами ходят — мы работаем
Не почувствовали негативных изменений и таможенники. Об этом рассказал начальник таможенного поста «Берестовица» Игорь Степанчук:— Мы наблюдаем рост грузоперевозок. Работаем с максимальной нагрузкой. Доведенные нормативы — 500 грузовых автомобилей в сутки — выполняются и перевыполняются. С представителями сопредельной стороны взаимоотношения и взаимопонимание на высоком уровне. Накануне выставления пикетов на польской стороне мне позвонил начальник сопредельного таможенного поста «Бобровники» и сообщил о планируемой акции с перекрытием дороги, заверил, что со стороны его ведомства работа будет вестись в обычном режиме. В итоге никаких изменений в интенсивности движения мы не почувствовали. Приезжающие водители рассказывали, что на польской стороне стоят палатки, ходят люди с плакатами, но движение никто не блокирует.
Тем временем на территории пункта пропуска «Берестовица» полным ходом идет работа по созданию максимально комфортных условий для водителей. Оборудуется стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, модернизированы локально-вычислительные сети и системы видеонаблюдения. Все мероприятия направлены на сокращение времени и безопасность прохождения границы.Катерина ЧАРОВСКАЯ.