— С детьми надо разговаривать, и не только про личную жизнь, а вообще... Недавний случай из практики: мама с 16-летней дочкой, которая была на 34-й неделе беременности, пришли становиться на учет. Девочка маленькая, худенькая, живот огромный. Как получилось, что до такого срока никто в семье не знал об интересном положении? Сразу понятно, что мать и дочь между собой не общаются, все заканчивается обыденными вопросами: как дела в школе, что ела, с кем гуляла?
Насколько деликатно подойти к разговору со своим ребенком на эту тему, родители знают лучше, чем гинеколог. Откровенничать нужно перед половым созреванием. У девочки, например, с момента, когда начинается менструация. Объясните, что это такое, затроньте вопросы физиологии, гигиены и полового воспитания в плане того, что от секса могут рождаться дети. Подчеркните, что телесная близость между мужчиной и женщиной — хорошо и приятно, но в нужное время и с нужным человеком, и занимаются этим взрослые. Обязательно обратите внимание своего ребенка на барьерную контрацепцию, которая предохраняет от нежелательной беременности и инфекции.
Большое дело для мамы с дочкой довести отношения до такого контакта, когда ребенок доверится и попросит совета. Но в любом случае говорить об этом нужно, и стать инициатором таких бесед — задача родителя. Ведь девочки на консультацию к гинекологу обычно приходят перед оформлением в детский сад или школу, в следующий раз — 15—16-летними подростками, когда в принципе о месячных и половой жизни должны многое знать. Гинеколог рассказывает, как считать цикл, вести календарь, посвящает в правила гигиены, но в первую очередь девочки должны узнавать об этом от мамы.
На первый взгляд, информации много в интернете: черпай — не хочу. Но что конкретно там вычитают, большой вопрос. Важно, как преподносят тему родители, отношения в семье, служат ли они авторитетом для чада. Для подростка примером быть сложно, но доверие рождается именно в откровенных беседах на волнующие темы. Подчеркну — волнующие, а не что ел или сколько гулял.
Некоторые аспекты интимной жизни можно затрагивать, когда ребенок станет старше, у него наступит половое созревание. Например, бывают ситуации, когда у девочки нет матки или влагалища. Да, это редко, но случается. Если мама общается с дочкой, то знает, что в 16 лет у нее нет менструаций, замечает, что не растет грудь, — это тревожный звоночек, и нужно обратиться к доктору. Там, где родители ограничиваются бытовыми беседами, своевременное обращение к гинекологу будет упущено.
Мы, взрослые, встретили вторую половину, завели семью, родили ребенка. Почему бы не поговорить об этом с нашими продолжателями и не подать правильный пример, а не пугать или пускать все на самотек? Ребенок должен понимать: дома его ждут, поддержат при любом раскладе, даже если в 16 лет он объявит о беременности. Не думаю, что у нас большая проблема из-за ранней половой жизни, главное — чтобы через три-четыре года не били в набат из-за большого количества сексуально неактивных подростков, которые в будущем о детях даже не мечтают.
basikirskaya@sb.by