В Гродненской области, которая граничит с двумя странами Евросоюза — Польшей и Литвой, до недавнего времени железнодорожное сообщение ограничивалось проходящими вагонами международного класса. С 4 сентября из Гродно возобновили движение в польском направлении. Однако пункт пропуска на вокзале почему-то в безвизовую зону не вошел. Туристы хоть и испытывают некоторое недоумение, возвращаясь в автомобильный пункт пропуска в Кузнице, все равно продолжают прибывать в приграничный город. А вот направление до литовского Друскининкая по-прежнему остается закрытым. Есть ли надежда в ближайшем будущем отправиться в курортный город на поезде?
Нам былые дороги дороги
Зима. Перрон. Вокзал. Старенький холодный дизель Гродно — Учитель медленно набирает ход в сторону белорусско-литовской границы. На конечную остановку приезжают в основном дачники. Без пропуска или паспорта с приграничной пропиской сюда не пускают. Место это интересно тем, что с уютного перрона с резными скамейками отчетливо просматривается пограничная полоса, разделяющая два государства. Мне сюда нельзя, поэтому для меня конечная станция — Поречье. На старинном вокзале, который несколько лет назад отреставрировали, встречаюсь с председателем сельисполкома Николаем Апоном. Дальше едем на старенькой «шестерке». По дороге обсуждаем последние новости и вспоминаем прошлое.
— Как добрались? — интересуется Николай Иванович.
— Давно не каталась на поезде, — отвечаю. — Как в детстве. Ничего не изменилось. Помню, как с родителями и сестрой почти на каждые выходные ездили в Друскеники (так называют Друскининкай местные), чтобы поесть в кафе подкопченных сосисок с литовским хлебом и покормить лебедей. Еще покупали косметику, разноцветные колготки, велосипеды.
— Да-да, было время, — улыбается глава сельсовета. — Литовцы тоже с удовольствием ездили к нам за молочкой и бытовой техникой. На месте нынешнего «Евроопта» был магазин «Современное домашнее хозяйство». Хрусталь пользовался спросом.
— Как вы думаете, сейчас поехали бы к нам литовцы?
— Они и так ездят. А был бы поезд — в несколько раз больше бы приезжало народу. У многих здесь остались родственники, родительские хаты в деревнях и могилки предков. Если у литовцев есть белорусские корни — проще получить визу. Вот сами смотрите, проехали две машины с литовскими номерами.
— Но ведь с пустыми руками не уезжают?
— Конечно. Что скрывать. Сигарет закупят, полный бак бензина зальют, продуктов припасут. Многое у нас дешевле, вы не думайте, что там все так прекрасно. Сахар этим летом скупали упаковками.
— Жалко, что на поезде нельзя добраться до Друскининкая.
— Да, это проблема. Многие жители Поречья ездят в литовский город на работу. В основном, конечно, медработники из нашего санатория «Беларусь». Для них поезд был бы идеальным вариантом.
Сопровождать нас до самой границы приехал пограничник Евгений Тололо. В районе деревни Чернуха круглосуточно дежурит пограничный наряд. Останавливаемся возле упрощенного пункта пропуска. Дальше идем по лесной тропинке. Кстати, автомобильная дорога проходит параллельно железнодорожным путям. Несколько минут по заснеженному сосновому бору — и мы на месте. Вот станция Учитель. И рельсы, обрывающиеся возле насыпи с упреждающими знаками. За ними — столбы с натянутой между ними сеткой и буферная зона. А дальше виднеется уже литовский лес.
— От Поречья и до того места, где мы сейчас стоим, всего 7 километров пути, — рассказывает Николай Апон. — До Друскининкая примерно столько же. Но, к сожалению, люди вынуждены преодолевать это расстояние либо пешком, либо на своем авто.
— И много здесь ходят и ездят?
— Немного, — отвечает председатель сельсовета. — Кроме приграничной прописки, надо иметь еще и шенгенскую визу. Мало у кого из наших сельчан она есть. Те, кто работает в курортном городе, конечно, оформляют.
— Места-то какие!
— Вот в этом вы правы. Старенькие домики еще не так давно продавали по цене городской квартиры. Но сейчас цены пошли вниз.
Поезд на Краков — единственный в стране
Немного поссорились страны-соседки, потом помирились. Бывает. Но разобранные рельсы и шпалы оказалось куда труднее установить на их прежнее место, чем сгоряча разобрать. Только в последние годы в приоритет партнерских отношений между городами и странами ставят взаимную выгоду. А здесь она очевидна. Со мной соглашается и начальник железнодорожного вокзала Гродно Александр Соколовский. Неужели так трудно наладить контакты и возобновить железнодорожное сообщение из Гродно в Друскининкай?
— Говорим об этом давно, и люди нам уже не верят, — констатирует невеселый факт начальник вокзала. — Я не скептик, но уже и у меня закрадываются сомнения по поводу серьезности этих планов.
— Периодически они всплывают в речах представителей делегаций и на различных совещаниях, — пытаюсь вывести собеседника на откровенный разговор. — Неужели не в курсе, будет ли дан проекту зеленый свет или придется вновь задвинуть его в дальний ящик?
— Если даже и задвинули, то со временем все равно придется выдвинуть.
— Откуда такая уверенность?
— Если что-то построено — построено не просто так. Долгие десятилетия в Друскининкай ехали наши граждане. На оздоровление, отдых, в гости. Если руководители городов и регионов заботятся о том, чтобы все это развивалось, рано или поздно проблему придется решить. Это живые деньги, к тому же немалые.
Если уж разговор зашел о деньгах, то для восстановления нескольких километров пути понадобится отнюдь не астрономическая сумма. Так в чем же дело? Почему мы так долго говорим об этом, а дело за долгие годы так и не сдвинулось с мертвой точки? Местные железнодорожники утверждают, что решение должно быть принято на республиканском уровне. А за ними уж дело не станет. Все обновят, отремонтируют и пустят поезд в нужном направлении.
Взять, к примеру, недавно открытый маршрут Гродно — Краков. Несколько месяцев гродненцы ждали того момента, когда вернут «запрещенную» электричку. Ну… ту, которую сигаретные контрабандисты разбирали по запчастям. Александр Соколовский утверждает, что к ней уже вряд ли возвратятся:
— На новом поезде мы видим совершенно другой контингент пассажиров. За сохранностью вагонов зорко следят проводники. Поезд второго класса с двумя вагонами: 152 места для пассажиров и 8 — для персонала. Четыре остановки по пути следования — Кузница, Белосток, Варшава и Краков. Поезд отправляется из Гродно в 16.32 и прибывает в далекий Краков в 23.04. Многие говорят о не совсем удобном времени, но эти два вагона — часть поезда, который уже ходит в Польше. Называется он Краков — Сувалки (Ганча). Пока электровоз отстаивается в Белостоке, тепловоз едет в Гродно, забирает пассажиров и вновь возвращается в Белосток. И едет уже на Краков. Было бы просто великолепно, если бы появился утренний поезд в польском направлении. И это вполне реально. Вопрос уже прорабатывается. Польская сторона предлагает варианты по примеру маршрута до Кракова. Это будет выгодно тем, кому надо быть в Варшаве утром.
Разворот с поворотом
Есть и еще одна проблема. В конце октября Гродно стал безвизовым для туристов. Но приехать в королевский город на поезде не представляется возможным. Пешком, на велосипеде, на байдарке, на автобусе, на автомобиле — можно. На поезде — нельзя. Гродненские железнодорожники говорят, что практически каждый уикенд дежурным пограничникам приходится отправлять туристов без виз восвояси. Говорят, казус случился, потому что на момент подготовки Указа № 328 поездов из Гродно не было. Момент упустили, и сейчас надо готовить поправки. Эту проблему первыми подняли участники польской делегации из Подляского воеводства, которые сами пересекли границу без виз и столкнулись с неприятным сюрпризом.
В целом складывается интересная картинка. Вроде бы все хотели, чтобы к нам ехали иностранцы. Но сами при этом не особенно на это рассчитывали. А они взяли и приехали. Этот факт, видимо, до сих пор у многих, даже у простых горожан, никак не укладывается в голове. Мы привыкли жить обособленно, мы никого не ждем и не хотим что-то менять. Но если вся эта безвизовая карусель закрутится — менять придется. Чем может удивить Гродно? Неплохой город, тихий и уютный. Вечером здесь темно и немноголюдно, кафе и рестораны работают максимум до полуночи. И то далеко не все. Мест в гостиницах не хватает, впрочем, как и самих гостиниц. Но сейчас не об этом… Давайте лучше проверим, как там у них.
Город-санаторий готов снести кемпинг и проложить рельсы
Раз на поезде попасть в Друскининкай нельзя, отправляемся в путь на рейсовом автобусе. Преимущество в том, что автобусы реже задерживают на границе. Расписание еще никто не отменял. Но и это не всегда спасает. В выходные дни можно застрять между странами надолго, поэтому попытаем счастья в будний день.
Отправление в 8.10. Кроме меня, в белоснежном комфортном автобусе еще 12 пассажиров. Водитель советует перед стартом проверить паспорта и сроки действия виз. Мол, бывали случаи. Через 20 минут мы уже в пункте пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе. Проверка документов, сканирование пальчиков, отметки о пересечении границы. На проверку документов ушло около 15 минут — и шлагбаум открыт. Если бы автобус был полностью загружен, ушло бы не менее часа. А может, и больше. Еще через 20 минут мы прибываем на место. Маленький городок утопает в снегу, с которым ведут борьбу люди с лопатами.
Расположение железнодорожного вокзала в Друскининкае осталось в памяти. Поэтому спрашивать дорогу не пришлось. Здание преобразилось, но сохранило прежнюю форму. Сейчас здесь располагается туристско-информационный центр курортного городка. За стеклянными дверями — полки и стеллажи с листовками, буклетами и другой туристической продукцией. Тепло, светло и дружелюбно. Симпатичная девушка предлагает помощь и любую интересующую меня информацию. Но я начинаю с главного:
— Вы знаете, что давным-давно в этом здании был железнодорожный вокзал?
— Конечно, знаю, — улыбается сотрудница центра Маргарита Кульпович.
— У вас совсем не литовская фамилия.
— Родилась в Беларуси, по национальности полька, а живу в Литве, — рассказывает девушка. — Вот такая история.
— Много у вас посетителей?
— Зимой немного, в это время мы занимаемся выпуском рекламной продукции и готовимся к летнему сезону. Летом у нас ажиотаж.
— А как вы смотрите на то, что уже давно планируется возобновить железнодорожное движение между Гродно и Друскининкаем?
— Это было бы здорово. Нам не составит труда переехать в другое место. А вот людям будет гораздо удобнее. Допустим, из Минска можно доехать либо до Гродно, либо до Марцинкониса. А там надо делать пересадку на другой вид транспорта. На поезде удобнее и дешевле.
Маргарита рассказывает, что в городе мало что изменилось за последние годы. Но лично мне все здесь кажется немного другим. В городе-курорте по-прежнему великолепные сосны-великаны, придающие ему неповторимый запах и вид. Но каким-то образом отсюда ушло все советское. Хотя среди модных и стильных строений нет-нет да и проскользнет серая громадина из того, другого, времени. Зайду, пожалуй, в наш санаторий с говорящим названием «Беларусь».
Главный врач белорусской здравницы Илья Епифанов радушно принимает и поддерживает мою точку зрения в вопросе восстановления железнодорожного сообщения между двумя городами-побратимами:
— По-моему, это элементарная логистика: чем больше будет удобных и быстрых способов посетить Гродно и Друскининкай, тем больше людей воспользуется этой возможностью. К нам в санаторий на лечение едет очень много детей с ДЦП. В основном инвалиды-колясочники. Несомненно, на поезде было бы гораздо комфортнее. Да и в целом это будет способствовать развитию туризма. Только в наш санаторий приезжают отдыхающие из 19 стран мира. Они с удовольствием на выходные прокатились бы по железной дороге до Гродно. У иностранцев особенно популярен познавательный туризм. Но выбираясь в путь на автобусе, есть риск простоять все выходные в очереди на границе. Поэтому гости предпочитают оставлять свои кровно заработанные здесь, в Литве.
Санаторий «Беларусь» в Друскининкае не пустует даже в периоды межсезонья. Заполняемость в конце ноября — 100,9 процента. Марина Адлерберг с дочерью Ксюшей получила путевку на работе. Семья живет в поселке Дружный под Минском.
— Добирались до Гродно на поезде, а оттуда на автобусе, но нас это особо не затруднило, — делится впечатлениями Марина. — Сегодня уезжаем и увозим с собой только приятные впечатления. Особенно запомнился в Друскининкае аквапарк с банями.
На самом деле в небольшом городке, где постоянно проживает чуть больше 20 тысяч жителей, уникально и интересно буквально все. Старинные здания деревянного зодчества соседствуют с ультрасовременными европейскими образцами. В центре города прекраснейший костел из красного кирпича, а на соседней улице старинная деревянная церковь. История, культура, архитектура Литвы и Беларуси переплетаются, заставляя вспоминать общее прошлое. Русскоговорящих литовцев с каждым годом становится все меньше. Но в мэрии Друскининкая с нежданной гостьей в моем лице все разговаривали исключительно на русском.
Мэр курортного города Ричардас Малинаускас (на снимке) в прошлом профессиональный гонщик. Его семья успешно занималась бизнесом в те времена, когда это, казалось бы, делать было невозможно. Молодого, энергичного, улыбающегося руководителя переизбирали уже несколько раз. Благодаря его планомерной работе потоки туристов выросли в разы, впрочем, как и инвестиции.
— Сегодня в нашем городе 9 санаториев, более 40 гостиниц и гостевых домов. Одну из лечебниц переделали в современный аквапарк. Помимо бассейнов, водных горок и водопадов, работают 20 разнообразных центров, два спа-центра и своя гостиница. Постоянно что-то строим новое и необычное. Только так мы сможем привлекать в город мирового туриста. Что касается железнодорожного сообщения между Гродно и Друскининкаем — мы двумя руками за! Печально, что конкретики в этом вопросе пока не прослеживается. Периодически вопрос поднимается, но видимого движения пока нет. Готов на любое сотрудничество в этом направлении. Все упирается в деньги. Как только получим финансирование — начнутся восстановительные работы.
Ричардас Малинаускас подчеркнул, что давно поддерживает связи с Гродно. Реализовано уже множество совместных проектов. Но железнодорожное сообщение между двумя такими близкими во всех смыслах городами пока так и не налажено. Кто поможет преодолеть барьер словесных намерений и превратить их в реальные проекты с конкретными сроками исполнения?
МНЕНИЕ
Олег Андрейчик, начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома:
— Для нас это очень актуальная и злободневная тема, но мы не можем решить ее в одиночку. Проект по восстановлению движения поездов между Гродно и Друскининкаем, а также проект по строительству асфальтированной дорожки до Друскининкая планируем вынести на конкурс трансграничных проектов Еврокомиссии. Для этого нам надо написать соответствующее обоснование и выработать общую концепцию, которая будет взаимовыгодна для обеих стран. Скорее всего, весь следующий год уйдет на подготовку и разработку совместных проектов. Если они получат одобрение, то реализация будет рассчитана на 2018—2020 годы. Надо понимать, что та же велодорожка — это не просто асфальтированная дорога. На протяжении велосипедного пути должны быть запланированы стоянки, разработаны карты, схемы и указатели. То же самое касается железнодорожных путей. Деньги выделяются на две стороны, поэтому должна вестись совместная работа в этом направлении. Запланированы и другие проекты: развитие парковых зон совместно с литовскими городами Бирштонас, Алитус и Друскининкай, маркетинг и высокие технологии, продвижение туризма, повышение квалификации гостиничного и ресторанного персонала. С 2007 по 2015 год Гродненщина вместе с литовскими партнерами реализовала 15 проектов на сумму более 10 миллионов евро. Построено свыше 100 километров велодорожек, отреставрирован спортивный зал в Щучине, открыты спортивные площадки в разных районах области.
Андрей Кашко, заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги:
— Около двух лет назад проводили совещание по развитию туристического потенциала Гродненского региона. В том числе обсуждался вопрос о восстановлении литовской стороной железнодорожных путей для продления существующего маршрута до литовского Друскининкая. Тогда мы написали запрос нашим литовским коллегам. В официальном ответе нам сообщили, что не видят целесообразности возобновления данного маршрута. Примерно в это же время мы запустили поезд Гродно — Вильнюс через Лиду. Но вскоре отменили его из-за низкой интенсивности пассажироперевозок. А вот сообщение между столицами Минск и Вильнюс востребовано на протяжении многих лет. За один рейс перевозим более 300 пассажиров.