Если быть более точным, жанр спектакля обозначен как “музыкальная драма-версия”. Поставил его главный режиссер театра Михаил Ковальчик, опираясь на музыку композитора Олега Ходоско, драматургическую основу Анатолия Делендика, либретто поэта Анатолия Зэкова и книгу Павлины Мядёлки “Сцежкамi жыцця”. По сути, это большой национальный проект, пропитанный любовью и искренним интересом к личности Купалы. Что, увы, не спасло постановку от иллюстративного и схематичного характера многих сцен, их затянутости, предсказуемых реакций в актерской игре.
Премьеру в Музыкальном театре пронизывает пафос, хотя это не первый спектакль, посвященный Купале. Достаточно вспомнить постановку Светланы Науменко “Янка Купала. Круги рая” в Республиканском театре белорусской драматургии или “Сны аб Беларусi” Владимира Савицкого в Купаловском театре, где поэта скупо, но точно играл Александр Подобед. У Виктора Циркуновича Купала тоже вышел достоверным и впечатляющим (в другом составе в этой роли заявлен Сергей Сутько). Однако это герой, скорее, драматического театра, нежели музыкального.
Все первое действие и начало второго состоят практически только из диалогов поэта и его возлюбленной Павлины Мядёлки (Ольга Железкая). Беседы перемежевываются исторической хроникой на большом экране, однако этот прием выглядит здесь откровенным штампом. Во втором действии градус сюрреализма нарастает, психика и нервы поэта явно расшатаны — атмосфера становится все более тревожной...
“Жыццё i смерць Янкi Купалы” — целиком оригинальный продукт. Спектакль не претендует на то, чтобы закрыть купаловскую тему, приглашая зрителя к раздумьям. И, конечно, для целевой аудитории Музыкального театра эта постановка станет большим испытанием силы духа и воли: спектакль никуда не торопится, то и дело провисает, случаются и чисто драматические сцены — такой дистиллят режиссерской воли может смутить любителей “Летучей мыши” или “Свадьбы в Малиновке”.
Да и весь драматургический каркас порой выглядит архаично и неповоротливо. И это, наверное, главный минус спектакля, который вряд ли понравится молодому зрителю, привыкшему к другому темпоритму и большей визуальной изобретательности.
Музыка Олега Ходоско написана вполне себе в духе истории. Но хитов нет. Может, они и не нужны? Музыкальный язык Ходоско, как водится, отвечает поставленным задачам, в нем всегда есть дух времени и эпохи.
Режиссер Михаил Ковальчик влюблен в своих артистов, влюблен в материал. Его действительно занимает тема взаимоотношений художника и власти, тема репрессий белорусской интеллигенции в 1930 годах... Но все это подается с такой долей прямолинейности, что место театра тут занимает уже чистая публицистика. Герои говорят книжными фразами, а иногда и прямыми лозунгами, фактами и цифрами из научных книг. Такая кондовость языка снижает впечатление, мешает поверить в органику происходящего.
Трогательная сцена соблазнения народным поэтом влюбленной в него Павлины на роскошной кровати и вовсе напоминает провинциальный водевиль. Спектакль, претендующий на фантасмагорию, скатывается вдруг в откровенную пошлость. От некоторых диалогов просто краснеют уши. Сценография, минималистская работа художника Ильи Подкопаева тоже вызывают много вопросов. Уж слишком лапидарно.
Зато в финале спектакля зрителей ждет особый сюрприз — новая версия “Молитвы” Янки Купалы на музыку Олега Ходоско.
Драму “Жыццё i смерць Янкi Купалы” показали в печально символичное время — 28 июня, в день гибели поэта в 1942 году в гостинице “Москва”