В целях отработки новых подходов в отдельном регионе и на одном из видов транспорта было принято решение о реализации в 2023 году в Минске эксперимента, главной целью которого является внедрение экономического механизма определения стоимости транспортной работы и приведения затрат перевозчика в соответствие с плановыми объемами этой работы.
Основой новой модели является детальное планирование, учет и контроль объема и финансирования транспортной работы, полный учет перевезенных пассажиров, в том числе имеющих право на бесплатный проезд. Создана соответствующая методологическая база для расчета затрат. Проработаны основные подходы к возмещению расходов, персонализации льготных категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд в транспорте, в том числе с учетом проводимой в республике работы по формированию государственной информационной системы «Единый регистр государственной поддержки».
Проведение эксперимента предусматривает несколько этапов.
В 2023 году предполагается выполнение всех организационных и технических работ по планированию объема транспортной работы на очередной год и финансовых средств на ее оплату, расчету базовой стоимости единицы транспортной работы, организации учета пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, контролю и учету выполнения транспортной работы. С 1 января 2024 года — внедрение порядка оплаты транспортной работы при выполнении в Минске городских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
С практической точки зрения пассажиры получат оптимальную маршрутную сеть, перевозчики — прозрачный механизм оплаты транспортной работы, заказчик — четкое понимание того, на перевозку какого количества пассажиров и каких категорий тратятся бюджетные средства.
Ожидается, что полученный при реализации эксперимента в Минске опыт будет распространен на все регионы, а также будет применен и в отношении городского электрического транспорта.